Какую пользу несут с собой передовые инструменты аудиторской аналитики?

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 22 Января 2020 г.


По мнению некоторых экспертов (время от времени озвучиваемых в разговорах с комитетами по аудиту в компаниях), инвестициям в сложные инструменты аудиторской аналитики требуется до трех лет, чтобы окупиться. И тем не менее, оно того стоит, поскольку аудиторская аналитика позволяет практикующим специалистам анализировать всю совокупность данных, а не только лишь выборку из нее, что означает лучшее качество аудита.

Из слов Эда Уилкинса (Ed Wilkins), партнера по аудиту и услугам по предоставлению гарантии в Deloitte & Touche LLP, следует, что “100% популяции” – это совсем другой уровень. Лично ему в роли партнера намного комфорте охватывать все целиком. В конечном итоге с помощью инструментов аудиторской аналитики аудиторы смогут несравненно более эффективно обрабатывать весь набор данных по сравнению с обработкой выборки из нее сейчас, однако комитетам по аудиту в компаниях придется очень доходчиво все разъяснить с позиции соотношения выгод и расходов. Эксперт из Deloitte по своей работе преимущественно участвует в проектировании и внедрении инструментов анализа и обработки данных, однако он хорошо знает, что расходы на новые технологии – это важный элемент, требующий отдельного обсуждения.

Лично он в разговорах с представителями аудиторских комитетов у компаний-клиентов всегда говорит, что в первый год применения даже заточенного под нужды конкретной организации решения будет уходить больше времени на обнаружение нужной совокупности данных, а у аудитора – больше времени на работу с ней из-за необходимости реконсиляции и приведения к нужному формату. Иначе говоря, в первый год количество аудиторских часов работы только вырастет.

Далее наступает переломный второй год. К этому моменту вся подготовительная “возня” с данными завершена, а у клиента, в идеале, полная ясность в отношении того, как именно подводить аудиторов к необходимым для анализа наборам данных, и все это тщательно задокументировано. Однако остаются некоторые важные корректирующие штрихи.

К третьему году процессы уже полностью отлажены, а анализ всей популяции данных занимает даже меньше времени, чем раньше требовала аудиторская выборка. Вот когда начинает в полной мере ощущаться отдача – в том числе в форме необычных элементов данных и прочих аномалий, которые могли остаться незамеченными с выборочным подходом.

Вот пример: аудитор проводит проверку выплат работникам компании на основе акций. Выборка могла бы показать, что компания, в целом, придерживается процедур и правил расчета величины вознаграждения, но только лишь с анализом полного набора данных аудитор сможет определить, были ли среди сотен (а то и тысяч) сотрудников те, у кого размер вознаграждения был определен неправильно.

По словам Эда Уилкинса, такие аналитические процедуры, как только будут отлажены, начинают занимать существенно меньше времени как для аудитора, так и клиента. В случае с выборкой аудиторы дают клиенту список транзакций или элементов отчетности, а клиент уже на основе этих списков собирает нужные данные. Теперь же достаточно просто передать в руки аналитиков файлы с данными.

По материалам: Journal of Accountancy

Теги: аудиторская аналитика аудиторская выборка качество аудита комитеты по аудиту полный набор данных

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru