Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 13 Июля 2020 г.
Одной из основных задач, наверное, любого органа в мире, занимающегося разработкой стандартов финансовой отчетности, является повышение сопоставимости (сравнимости) отчетности, которую будут составлять на их основе. Конечно же, это верно и для американского FASB. Но хотя система US GAAP прошла многие годы эволюции, стандарты остаются непростыми в использовании, а ряд новых стандартов (например, по учету аренды) еще больше осложнил жизнь инвесторам и аналитикам.
Действующие стандарты во многих случаях позволяют альтернативные выборы учетной политики – в отношении метода амортизации, учета производных инструментов и так далее. Это само по себе создает нежелательное разнообразие среди представителей даже одной отрасли, к тому же отклонения можно проследить и на примере одной организации на протяжении нескольких отчетных периодов.
Является ли такая свобода выбора учетной политики полезной с точки зрения менеджеров компании – или же они, как инвесторы, считают, что отклонение от традиционной для отрасли практики и использование нестандартных решений в учетной политике лишь вредит им? В ходе подготовки к грядущему исследованию, которое вместе с коллегами проведет автор этой небольшой заметки, доцент кафедры бухучета в массачусетском Университете Бентли Ахмет Курт (Ahmet Kurt), обнаружил существенные потери для компаний, демонстрирующих невысокую степень сопоставимости с другими участниками той же отрасли. Это потери оценочного значения – то есть оцененная стоимость таких компаний при прочих равных будет ниже.
Почему так? Дело в том, что стратегия оценки во многом основывается на так называемой ценностной соотнесенности (value relevance). Вообще, это термин из веберовской философии, однако Ахмет Курт в данном случае ссылается на модель ценностной соотнесенности, которая использовалася в их с коллегами более ранних исследованиях. Там они оценивали стоимость акций компаний как функцию от их дохода, балансовой стоимости – и сопоставимости отчетности. На основе обширной выборки наблюдений за период с 1996 по 2015 год они оценили, что инвесторы дают существенно меньшую стоимость значению доходности на акцию в случае слабой сопоставимости финансовой отчетности компаний, причем разница на каждый доллар EPS составляет примерно $1,36: не $5.40, а $4.04. Иначе говоря, стоимостная ценность конкретного значения EPS в глазах инвесторов ниже почти на четверть, если отчетность компании плохо поддается сравнению с конкурентами по отрасли!
Что будет, если сопоставимость отчетности, напротив, высокая? Тогда инвесторы дают заметно большую стоимость каждому доллару доходности на акцию EPS - $6.76. Что из этого следует с практической точки зрения? Если теория верна, то финансовые руководители компаний способны создать дополнительную стоимость буквально из воздуха, просто отказавшись от практики применения в отчетности не самых распространенных или общепризнанных политик. Сопоставимость отчетности повышает информационную полезность для инвесторов, потому что им легче понимать содержание отчетности, проводя ее сравнение с отчетностью других представителей интересующей их отрасли. В результате для компании даже снижаются торговые расходы, индикатором чего можно взять спред (это, в самом деле, было показано предыдущими исследованиями).
Однако важно понимать, что в реальности не все так просто, и что здесь тоже есть свои условия. Простое копирование поведения конкурентов не принесет желаемой отдачи, поскольку важно не забывать о прозрачности финансовой отчетности, качестве системы внутреннего контроля и особенностях аудита. Низкая прозрачность значительно нивелирует эффект от повышения сопоставимости. Далее, сопоставимость еще не означает высокого качества отчетности, для которого в компании должны действовать эффективные СВК. И наконец, выбор аудитора также будет иметь значение: более заметным будет результат, если по своей специализации аудитор в основном работает именно на этом рынке.
По материалам: CFO
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU