Кипр согласился на условия России и увеличил налог на дивиденды и проценты до 15%
Печать
Источник: BFM.RU
Дата публикации: 11 Августа 2020 г.
В российском Минфине сообщили, что соглашение с Кипром вступит в силу с 2021 года. Придет ли российский бизнес в отечественные офшоры?
Кипр согласился на условия РФ по увеличению налога на дивиденды и проценты до 15%, говорится в сообщении российского Минфина. Другими словами, повышается налог на выводимые из нашей страны доходы.
Соглашение вступит в силу с 2021 года. “Кипрская делегация полностью согласилась с условиями российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2020 года”, — заявил глава делегации РФ на переговорах, вице-премьер Алексей Оверчук.
По словам замглавы Минфина Алексея Сазанова, дополнительные поступления в бюджет России от повышения Кипром налога на дивиденды составят 130-150 млрд. рублей.
Впрочем, как считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, российский бюджет вряд ли получит такие дополнительные доходы.
— Во-первых, это физически невозможно, потому что пандемия и коронавирус все эти мероприятия сожрет. И второе — налог у источника на дивиденды 15% платят практически все заинтересованные лица, которые не хотят судиться с налоговой, с 2015 года. По факту, наверное, цифры более чем оптимистично заявлены. Если говорить о процентном доходе, безусловно, он увеличивается, но увеличивается для так называемых неквалифицированных лиц, получателей подобного дохода. Поэтому я думаю, что здесь о больших барышах говорить не приходится, нужно быть поближе к реальности. Но в любом случае подобные мероприятия выглядят косметическими, с учетом того, что это нужно было делать 10-20 лет назад, когда капитал, который уже был реинвестирован или санкционно выбыл уже в России, покинул счета иностранных банков.
— Почему был Кипр?
— Так исторически сложилось. С 1982 года первое соглашение с СССР позволяло вывозить под 0% любые доходы на Кипр и дальше. Это использовалось очень многими предприятиями, компаниями социалистической формы собственности, прежде всего, конечно, Госбанком СССР и его дочерними банковскими структурами. Потом в процессе правопреемственности, с 1998 года Россия заключила более удобное соглашение. До 1998 года весь бизнес по налоговому международному планированию состоял в том, чтобы продать компанию и выгнать деньги с территории России.
— Если есть еще время куда-то уйти, то куда?
— Я не вижу вообще необходимости уходить куда-то с Кипра, потому что Кипр — самый лучший, самый стабильный и предсказуемый с точки зрения инфраструктуры и тех правовых и налоговых решений, которые предлагают. Поэтому я думаю, что уходить никуда не стоит. Если говорить об извлечении доходов иностранных источников физическими лицами, то кипрские контролируемые иностранные компании для россиян остаются самыми привлекательными как с точки зрения содержания, так и с точки зрения английского права и предсказуемой практики применения.
О том, придет ли российский бизнес в отечественные офшоры, рассуждает председатель Наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.
— Таких белых офшоров, в которых можно сэкономить на дивидендных платежах и процентах, уже не остается. Вряд ли в Российскую Федерацию — может быть, за редким исключением, — потому что все-таки в этих офшорах, цивилизованных, надо сказать, вопрос не только в налогах, а в том, что это устоявшаяся юрисдикция, меньшие инвестиционные риски и так далее. Вряд ли российские компании побегут обратно в Россию, в эти спецзоны, чтобы сэкономить 7-8% на налогах на дивиденды. Не похоже.
— По подсчетам Минфина, доходы составят 130-150 млрд. рублей ежегодно от повышения налога на дивиденды для Кипра. Будет ли это так?
— Если Минфин скажет, что это чисто арифметический счет, то есть они берут просто сумму дивидендов, которые переводятся ежегодно в эти офшорные юрисдикции, о которых мы говорим, применяют ставку в 15% и получают эту сумму. Если так, то так. Просто я сам не считал, если так считают, то это так.
В ближайший месяц российский Минфин намерен завершить переговоры по налоговому соглашению с Люксембургом и Мальтой. Четвертой страной, которой Россия предложила пересмотреть налоговое соглашение, являются Нидерланды.
В начале августа российская сторона сообщала о начале процедуры денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром.
Инициативу предложил президент Владимир Путин во время одного из своих обращений. Тогда он говорил, что применение к выплачиваемым за рубеж дивидендам и процентам по кредитам стандартных российских ставок (15% и 20% соответственно) было бы более справедливым.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU