Госдума приняла в первом чтении повышение критериев обязательного аудита

print
Печать

Источник: Audit-it.ru

Дата публикации: 19 Ноября 2020 г.

Но это пока что ничего не значит – поправки обычно возникают ко второму чтению. На первое выносится первоначальная версия проекта.

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 975888-7 с поправками в закон об аудиторской деятельности. Проект стал широко известным благодаря идее освободить от обязательного аудита “верхний” малый бизнес – то есть, выручку организаций, которые должны проходить аудит, повысить до 800 млн. рублей, а активы – до 400. Сейчас эти показатели равны, соответственно, 400 млн. и 60 млн.

Идея весьма спорная – ведь не все, что сейчас формально относится к малому бизнесу, таковым по справедливости является. Даже если взять только “чистые” фирмы с оборотом в несколько сотен миллионов. Если же учесть еще и “дробящихся”, то становится понятно, что под маской малого бизнеса скрывается довольно крупный. Причем, аудит – единственная возможность обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности такого бизнеса. Об этом и многом другом сказано в обращении, недавно направленном в Госдуму представителем ОПОРы в защиту аудиторского сообщества. Кстати, сейчас именно необходимость прохождения аудита по критериям приводит к аудиторам наибольшее количество клиентов – об этом свидетельствует статистика Минфина.

Выводы делать пока что рано – ведь в первом чтении всегда принимают первоначальную версию законопроекта. А ко второму может многое измениться, в том числе, не исключено, что восторжествует здравый смысл.

К тому же, проект содержит много чего еще. Некоторые его положения напоминают тот, которым надзор за аудиторской сферой предполагалось частично передать ЦБ, но который так и остался непринятым.

В частности, будет меняться структура статьи 5 – об обязательном аудите. Из нее исключат те позиции, которые и так упоминаются в других федеральных законах, например, акционерные общества. Таким образом, пунктов в этой статье останется меньше за счет исключения дублируемых требований. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Кроме того, предлагается внести ограничение по денежным поступлениям широкого спектра фондов, которые подлежат обязательному аудиту – лимит должен составить 3 млн рублей в год. Напомним, что ранее Минфин разрабатывал другой проект, согласно которому от аудита могли бы уйти лишь некоторые типы фондов с поступлениями ниже 3 млн.

Вносятся также некоторые уточнения в статьи о кодексе профессиональной этики и правилах независимости, и еще – ряд норм закона корректируется в связи с тем, что теперь осталась лишь одна СРО.

Есть в законопроекте и новшества, связанные с пандемией. Например, предлагается разрешить СРО использовать в своих целях доход, полученный 2019 и 2020 годах от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда. Кроме того, предлагается в этом году не аннулировать аттестаты тех аудиторов, которые не прошли необходимого обучения. Также предлагается избавить аудиторские организации от плановых внешних проверок качества работы, которые проводятся СРО, и оставить только внеплановые.

Теги: аудиторская деятельность достоверность бухгалтерской отчетности критерии обязательного аудита малый бизнес Минфин обязательный аудит повышение критериев обязательного аудита

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru