Бедность по новым правилам: прожиточный минимум в России стал законом жизни. Комментарий Семена Новопрудского

print
Печать

Источник: BFM.RU

Дата публикации: 12 Января 2021 г.

В начале каждого года российское правительство устанавливает прожиточный минимум. Не стал исключением и 2021-й. Но теперь это не просто техническая цифра для расчета крошечных социальных пособий. Это реальные правила жизни для десятков миллионов россиян. Что изменилось?

Кабинет министров своим постановлением, которое датировано 31 декабря 2020 года, установил прожиточный минимум в России в 2021 году в размере 11 653 рублей. Для трудоспособного населения он составит 12 702 рубля, для детей — 11 303 рубля, для пенсионеров он традиционно самый маленький — на сей раз 10 022 рубля.

Сами суммы не сильно отличаются от прошлогодних. Но их значение для людей несопоставимо выше.

С 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на каждый квартал, как было до сих пор. Кроме того, если раньше его величина определялась на основе стоимости потребительской корзины по версии Минфина, то теперь зависит от медианного среднедушевого дохода по стране. Медианный доход — это сумма, которая делит население страны на две равные части: тех, кто официально зарабатывает меньше этой суммы, и тех, кто больше.

Но главное, прожиточный минимум после прошлогоднего референдума по изменениям в Конституцию РФ стал законом, от которого должны зависеть реальные доходы людей. Теперь в конституции есть пункт 5 статьи 75, который звучит так: “Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации”.

Сейчас в России, даже по официальным оценкам, от 18 млн. до 20 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. Из них примерно у трети (не менее 6 млн.) есть постоянная работа. Отныне государство обязано гарантировать этим людям доходы не ниже тех самых 12 702 рублей в месяц из правительственного постановления.

Дальше начинаются вопросы. Пока в России не прошла идея освободить самых бедных россиян от подоходного налога. Поэтому первый вопрос: надо ли вычитать из этого прожиточного минимума, который теперь стал обязательным минимальным размером оплаты труда, 13% налога? Если да, то конституционная норма формально нарушается.

Второй вопрос: как государство проконтролирует выполнение этой нормы частными компаниями? Формально оно не имеет права вмешиваться в деятельность частных бизнесов и диктовать, какие зарплаты им платить своим работникам. Но по конституции государство гарантирует оплату труда не меньше федерального МРОТ всем работающим гражданам, а не только работникам государственных учреждений и предприятий.

Третий вопрос: как быть с самозанятыми? Зарегистрированным официально самозанятым (их пока малая доля от общего объема теневого рынка труда) государство ничего гарантировать не может. У этих людей зачастую физически нет никакой постоянной зарплаты (если речь не идет о нянях). Миллионы незарегистрированных самозанятых и вовсе оказываются за чертой государственных гарантий минимальной оплаты труда: государство даже не знает, работают эти люди или нет, и есть ли у них какие-то доходы.

Еще один вопрос — сам размер прожиточного минимума и методика его определения. Вряд ли кто-то из членов кабинета министров имеет опыт жизни на 12 702 российских рубля в месяц. А сравнивать с советскими временами, когда цены регулировались, но был дефицит товаров, уже нельзя: у нас другая экономическая реальность.

Если от этой цифры зависит гарантированная минимальная зарплата каждого работающего россиянина, значит, по логике, надо каждый год индексировать официальный прожиточный минимум на размер годовой инфляции. Для людей, живущих на 12 тысяч рублей в месяц, дорога каждая копейка. Будьте уверены: инфляцию почти в 5% по итогам 2020 года, самую высокую с 2016-го, эти люди точно заметили. Но пока прожиточный минимум правительство определяет без привязки к росту цен.

В такой ситуации исполнение новой конституционной нормы становится важнейшей мерой государства по борьбе с бедностью. Для победы над нищетой, которую сама российская власть называет одной из главных и самых позорных проблем России, государству мало просто создавать новые рабочие места и помогать бизнесу. Оно должно добиться того, чтобы имеющие постоянную работу россияне перестали быть нищими. В советские времена была модная фраза-лозунг “кто не работает, тот не ест”. Но у нас миллионы людей до сих пор живут по принципу “кто работает, тот не ест”.

Теги: гарантированная минимальная зарплата подоходный налог прожиточный минимум реальные доходы самозанятые трудоспособное население

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru