Может ли введение понятия “уголовный проступок” защитить предпринимателей от “необоснованной репрессии”?

print
Печать

Источник: BFM.RU

Дата публикации: 16 Февраля 2021 г.

К категории уголовных проступков, за которые не предусмотрено лишение свободы, могут отнести 112 составов преступлений, половина из них — в сфере экономики

Верховный суд в очередной раз предложил ввести в Уголовный кодекс понятие “уголовный проступок”. Законопроект внесли в Госдуму 15 февраля.

В документе предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 15.1 “уголовный проступок” и считать им преступление небольшой и средней тяжести, совершенное впервые, без причинения вреда здоровью, за которое действующим УК не предусмотрено лишение свободы. То есть “уголовный проступок”, по замыслу Верховного суда, будет промежуточной категорией между “административным правонарушением” и “преступлением”. Главное отличие от последнего в том, что провинившийся не получит судимости и за проступок не предполагается такого вида наказания, как лишение свободы.

Всего Верховный суд предлагает отнести к категории уголовных проступков 112 составов преступлений, половина которых — в сфере экономики. Авторы законопроекта считают, что новая статья поможет защитить предпринимателей от “необоснованной уголовной репрессии”.

Под законопроект об “уголовном проступке” попадают, в частности, такие преступления в сфере экономики, как преступления против собственности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. К примеру, речь может идти о незаконном образовании юридического лица и уклонении от уплаты таможенных платежей.

За “уголовный проступок” предлагается наказывать штрафом, общественными работами на срок до 240 часов либо ограниченно оплаченными работами (вычет из зарплаты в доход государства от 5% до 10%). Исходя из данных о судимости за 2019 год, категория уголовного проступка потенциально может быть распространена на 68 тысяч человек, из которых почти 50 тысяч совершили экономические преступления, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме “предпринимательских”, предлагается также декриминализовать семь составов преступлений небольшой тяжести, посягающих на собственность, включая кражу и мошенничество. Тот факт, что эта законодательная инициатива появляется не в первый раз, говорит о том, что запрос у общества и бизнеса есть, говорит глава адвокатского бюро “Карабанов и партнеры”, Александр Карабанов.

Александр Карабанов, глава адвокатского бюро “Карабанов и партнеры”: “К сожалению, мы видим, что по экономическим преступлениям люди отбывают наказание в СИЗО, получают огромные сроки, притом что они уже готовы на стадии возбуждения уголовного дела, на стадии предварительного следствия полностью возместить ущерб, то есть фактически погашают тот вред, который они причинили своим преступлением, что говорит о полном осознании их вины. И, находясь в СИЗО, абсолютно точно люди себе не прибавляют здоровья, не улучшают свой социальный статус, и никакой меры перевоспитания в СИЗО не происходит. Сам по себе смысл уголовного проступка заключается в том, чтобы с человека снять клеймо преступника. А ведь некоторые преступления экономического характера, например налоговые, действительно совершаются по незнанию нюансов законодательства, потому что предприниматель, как правило, доверяет либо своим юристам, либо своим управленцам некоторые экономические и управленческие решения и становится заложником ситуации, когда, не желая того, совершает то или иное преступление. Если это решение будет принято, это в полной мере защитит бизнес, чтобы не вешать клеймо на бизнес как на преступника”.

Правозащитник Александр Хуруджи отмечает, что законопроект не учитывает наиболее спорные статьи: 159 “мошенничество” и 201 “злоупотребление полномочиями”.

— Все эти предложения, к сожалению, не затронули нашу “любимую”, так называемую резиновую статью 159-ю, часть четвертую. Дело в том, что у нас все суды подводят все под нее, и основные составы, из-за которых люди попадают в следственные изоляторы, данное предложение тоже не затрагивает. Я думаю, что фундаментально оно ситуацию не изменит, но позволит очень большое количество различных мелких дел, которые в разные периоды возбуждались и сейчас постоянно продлеваются, закрыть. По различным оценкам, где-то 49 тысяч дел может быть закрыто. Закрыто, скорее, по этой дополнительной статье, где перечислены мелкие составы, по которым обвинялись до кучи. Но в некоторых случаях действительно у людей появится возможность выхода. То есть я рассматриваю данное предложение как цивилизованный инструмент для выхода из ситуации, когда одним надоело доказывать правду, а вторые боятся быть сами привлечены к ответственности в случае, если не докажет суд, и поэтому они тянут. В таких случаях это, конечно же, будет выходом. И самое главное — что все-таки это не большой, но шаг вперед.

— Удастся ли этот шаг сделать?

— В этот раз, мне кажется, все-таки удастся сделать, я этого ожидаю.

Ранее председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявлял, что расширение института уголовного проступка позволит каждый год избегать судимости 30 тысячам человек.

Теги: административное правонарушение Верховный суд мошеннич необоснованная репрессия преступления в сфере экономики преступления против собственности преступления экономического характера Уголовный кодекс уголовный проступок экономические преступления

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru