Источник: BFM.RU
Дата публикации: 26 Июля 2021 г.
При этом Эльвира Набиуллина появилась на пресс-конференции с очередной брошью, на этот раз в виде тучки, из которой идет дождь. Как это можно истолковать?
Банк России в пятницу повысил ключевую ставку сразу на процент, до 6,5%. Такое резкое повышение ставки ЦБ стало первым с 2014 года. Хотя тут есть небольшое лукавство, потому что в том году регулятор в один момент взвинтил ставку на 6,5%, и она какое-то время была 17%. А если посмотреть на докризисный 2013-й, то тогда денежно-кредитная политика была мягче, чем сейчас, — 5,5%.
Еще относительно недавно Россия жила при самой низкой ставке в истории — 4,25%. Но это время закончилось. Теперь — 6,5%, что, впрочем, было ожидаемо. Действия ЦБ объясняются ростом инфляции. И прогноз Банка России радужных эмоций не добавляет — к концу года потребительские цены могут вырасти на 6,2%.
Впрочем, инфляция у нас носит импортный характер — цены растут во всем мире. Причин несколько, но одна из главных в том, что западные центробанки во время пандемии напечатали очень много денег. И не факт, что повышение ставки нашего ЦБ сдержит российскую инфляцию, говорит президент компании “Московские партнеры” Евгений Коган.
Евгений Коган, президент компании “Московские партнеры”: “Мы прекрасно понимаем, что инфляция у нас носит не монетарный характер. И поднимай мы ставку, не поднимай — вряд ли это отразится серьезно на инфляции, потому что у нас природа инфляции идет из Америки. Напечатает дядя всем еще денег — поднимутся цены, допустим, на продовольствие. При чем здесь наша ставка? Мы же не можем отгородиться от всего мира. Ставка бьет по нашему бизнесу, и как Эльвира Сахипзадовна совершенно справедливо сказала, ведет к тому, что норма потребления снижается. А нужно ли нам снижать норму потребления — вот здесь я как раз совсем не уверен”.
Одной из главных тем обсуждения вновь стала брошь, которую на пресс-конференцию надела Эльвира Набиуллина. В прошлый раз это был гепард, и символ расшифровали как разогнавшуюся инфляцию и как готовность Центробанка к прыжку, то есть к повышению ставки. В этот раз брошь в виде тучки, из которой идет дождь. Толкования могут быть самые разные. Например — плохая погода в нашей экономике. Но, пожалуй, ближе к правде другая версия. Набиуллина заявила, что у нас перегрев в необеспеченном потребительском кредитовании и пришло время его охладить. Видимо, поэтому и тучка с дождем. И это одна из причин, по которой ЦБ повысил ставку на процент, говорит управляющий директор “Газпромбанк — Private banking” Егор Сусин.
Егор Сусин, управляющий директор “Газпромбанк — Private banking”: “Наша внутренняя история указывает на то, что сейчас на российском рынке очень интенсивно растет потребительский кредит, рублевый кредит, и при этом не растут депозиты. То есть у нас кредитный цикл очень интенсивен сейчас. Это еще один фактор, почему ставка повышается так резко. Эпоха привлекательных для кредитования ставок уходит, то есть ставки переходят в режим не ультрамягкой денежной политики, а нейтральной или даже умеренно жесткой”.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов в свою очередь напомнил, что вместе со ставкой повышается стоимость кредитов. А значит, с дешевой ипотекой придется попрощаться. Правда, с ней и так, по сути, попрощались. Льготная программа по новостройкам в прежнем виде закончилась. А новые условия уже не такие привлекательные. При этом ипотека для вторичного рынка и так была не особо дешевой. Станет дороже.
С другой стороны, поднимутся ставки по депозитам, и население, которое активно уходило на фондовый рынок, вероятно, вновь понесет деньги в банки. И, конечно, станут дороже кредиты для бизнеса. Но и они не были дешевыми, о чем, например, свидетельствует обращение к президенту предпринимателя из Сургута, который на прямой линии рассказал, что банки предлагают ему деньги под 18%. На что Путин ответил: “Многовато”. Но вскоре в Минэкономики сообщили, что бизнесмен получит льготный кредит. Но даже такие кредиты привязаны к ставке ЦБ, значит, сейчас они тоже подорожают. Комментирует председатель совета московского отделения “Опоры России” Дмитрий Несветов.
Дмитрий Несветов, председатель совета московского отделения “Опоры России”: “Существует довольно много самых разных программ, там предусмотрены ставки, напрямую завязанные на ключевую ставку. Что касается коммерческих кредитов, то меньше 11-12% найти чрезвычайно трудно для малого и среднего бизнеса. Банки вообще не очень охотно кредитуют малый и средний бизнес, особенно сейчас, когда ситуация нестабильная из-за всех этих пандемических процессов. Найти дешевые финансовые ресурсы сейчас чрезвычайно трудно”.
Есть и хорошие новости. Эльвира Набиуллина употребила одно из самых модных словосочетаний в этом сезоне — “борщевой набор”. И сказала, что овощи, которые в него входят, дешевеют. Об этом свидетельствуют и последние данные Росстата, который обнаружил, что в июле благодаря новому урожаю у нас началась дефляция, то есть падение цен. Правда, совсем маленькое — всего на одну сотую процента. Это как будто дождь из брошки Набиуллиной вроде бы стал чуть потише. А может, просто показалось.
Автор: Михаил Сафонов
Теги: Банк России Борис Титов денежно-кредитная политика инфляция ключевая ставка стоимость кредитов ЦБ Центробанк Эльвира НабиуллинаКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU