
Источник: РБК - daily
Дата публикации: 13 августа 2010 г.
Государство может пополнить свою казну за счет ритейлеров, возложив на них дополнительную налоговую нагрузку. Предложенный правительством законопроект вносит существенные коррективы в порядок уплаты НДС для бизнесменов. Налог теперь придется платить и в тех случаях, когда товар был похищен или попросту списан. Участники рынка считают, что для них нововведение может обернуться миллионными убытками.
Неожиданным сюрпризом для ритейлеров стало появление в пакете поправок в главу 21 Налогового кодекса новой для них налоговой обязанности. Изменения могут вступить в силу уже с 2011 года. До настоящего времени закон четко не регламентировал этот вопрос возмещения НДС, связанного с товаром, который был отражен как потери (недостачи). Минфин предлагает такую возможность исключить.
Сейчас сложилась практика, когда налогоплательщики ставят такой НДС к зачету, и судебная практика сложилась в пользу налогоплательщиков. «В законопроекте мы видим формулировку, которая прямо запрещает это», – говорит финансовый директор Х5 Retail Group Евгений Корнилов. – «Это нас расстраивает: на данный момент в соответствии с действующим законодательством потери не относятся на себестоимость, а теперь получается, что и НДС, связанный с потерями, не подлежит зачету».
Предлагая эти изменения, Минфин в первую очередь боится злоупотреблений в области списания товаров, считает старший менеджер отдела налогообложения Ernst & Young Алексей Маленкин. «Представим, что ритейлер действительно занимается подобными вещами. Вот он списал товар – и что дальше он будет с ним делать? Ну не с заднего крыльца им торговать – ритейлеру опасно и невыгодно заниматься продажей “сэкономленных» товаров”, – удивляется он.
Причины потерь могут быть очень разнообразны, поэтому предложенная поправка в принципе не решает проблему «во всем ее многообразии», утверждает г-н Маленкин. «Только в масштабах Х5 мы говорим о дополнительном возможном налоговом бремени, которое исчисляется десятками миллионов долларов в год. Хотелось бы верить, что данная предложенная норма не будет принята в предложенной формулировке», – надеется г-н Корнилов.
Удивило появление такой нормы и юристов, считающих, что она противоречит самой логике налогового законодательства. Руководитель налоговой практики Sameta Людмила Баталова отмечает, что указанные в законопроекте случаи выбытия товаров, при наступлении которых компания обязана восстановить НДС, находятся вне контроля налогоплательщика. «Поэтому требование уплатить налог в бюджет, когда товары изначально покупались для дальнейшей перепродажи, в таких случаях противоречит смыслу иных норм главы 21 НК», – заключает г-жа Баталова.
Впрочем, Минфин постарался подсластить пилюлю для ритейлеров. В законопроекте наконец четко разъясняется вопрос начисления и возмещения НДС на премии и скидки, которые получают ритейлеры. В настоящее время этот вопрос находится в «серой зоне», так как напрямую не затронут законодательством, в результате чего возникают «серые зоны» и разные трактовки.
«Например, некоторые из наших поставщиков решали этот вопрос путем выставления отрицательных счетов-фактур. Такая практика не приветствуется Минфином, однако в отношении отрицательных счетов-фактур есть положительная судебная практика. В данном проекте предложен конкретный механизм реализации – через выставление кредит-нот с НДС, выставлять их должен покупатель. По таким кредит-нотам НДС подлежит к уплате и возмещению», – поясняет г-н Корнилов.
Управляющий партнер ГК «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене считает, что на суммах налогов, уплачиваемых в бюджет, отразится то, как были оформлены отношения между поставщиком и покупателем. «Рассматривать бонусы и скидки как изменения цены товара выгодно поставщикам, которые могут снизить на себя налоговую нагрузку. В противном случае, когда отношения оформляются как оказание услуг, выигрывают покупатели», – заключает она.
Автор: Денис Зеликсон, Евгения Перцева
Теги: Минфин налоговая нагрузка НДС Ритейлеры- Аудит и оценка эффективности корпоративного управления рисками [ч.1] (08 Февраля 2019)
- ACCA vs ACA – в чем разница? (28 Января 2019)
- Аудит и оценка эффективности корпоративного управления рисками [ч.2] (08 Февраля 2019)
- Как внедрять новые требования 209-ФЗ по управлению рисками (18 Февраля 2019)
- Внешний контроль как инструмент повышения качества аудиторских услуг (30 Января 2019)
- 15.02.19 ОЭСР консультируется по изменениям правил налогообложения в условиях цифровой экономики
- 15.02.19 Отложенный доход в объединении бизнеса – изменения от FASB
- 15.02.19 В РФ вводится документ МСФО “Определение бизнеса (поправки к МСФО (IFRS) 3)”
- 15.02.19 План деятельности Минфина на ближайшие 6 лет
- 15.02.19 Узбекистан впервые выпустит еврооблигации
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU
События
14 марта 2019 Одиннадцатая конференция «Централизованное казначейство»
14 марта 2019 Четырнадцатая конференция «Корпоративное налоговое планирование»
Все события
Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени