Терминалы собирают экстренную комиссию

print
Печать

Источник: Консультант

Дата публикации: 16 Апреля 2010 г.

Изменение законодательства, по которому терминалы моментальной оплаты до 1 апреля следовало оборудовать кассовой техникой, привело к росту комиссий. В некоторых случаях комиссия за оплату услуг через терминалы повышена вдвое – до 10% от суммы платежа. По словам одних участников рынка, владельцы терминалов компенсируют свои расходы на установку контрольно-кассовой техники, обязательной с 1 апреля. Другие не исключают того, что могут компенсироваться и выпадающие доходы от незаконного оборота наличных.

С начала апреля многие владельцы терминалов моментальных платежей повысили комиссии, взимаемые с отправителя платежа. «Мы с банком-партнером повысили комиссии за оплату услуг в среднем на 1,5 процентных пункта», – сообщил гендиректор терминальной компании «Спринт-нет» (работает более чем в семи регионах) Рустам Ахтаров, отмечая, что его коллеги-конкуренты также повышали комиссии в различной пропорции. По словам директора по PR компании ОСМП (по оценкам компании, на нее приходится 49% рынка моментальных платежей) Александры Высочкиной, повышение составило в среднем один-пять процентных пункта. «Теперь комиссии составляют 6-10% от платежа, иногда даже превышают 10%», – добавляет госпожа Высочкина. Таким образом, у ряда операторов комиссии выросли вдвое.

Повысить комиссии, по словам участников рынка моментальных платежей, они вынуждены в связи с ростом расходов на обслуживание бизнеса.

С 1 апреля вступили в силу поправки к закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ), в соответствии с которыми все платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (ККТ), поставленной на учет в налоговой инспекции. Работа терминалов, не соответствующих данному требованию, запрещена.

По данным ОСМП, порядка 40% владельцев терминалов обслуживаемой компанией сети (порядка 100 тыс. терминалов) установили ККТ и некоторые из них могли повысить комиссии. При этом подсчет, сделанный участниками рынка, показывает, что доходы от повышения комиссии многократно перекрывают расходы, возникающие у владельцев терминалов в связи с новым законом. Разовый расход на установку комплекта ККТ на один терминал составляет 17,5-31,5 тыс. руб., еще порядка 1 тыс. руб. будет стоить ежемесячное обслуживание контрольной техники. При этом если раньше комиссионный сбор владельца с одного терминала составлял 30-75 тыс. руб., то после повышения он вырастает до 90-150 тыс. руб.

Часть владельцев терминалов предпочли работать по «банковской схеме», заключив с банком договор купли-продажи терминала с обратным выкупом, обходя таким образом необходимость фискализации. В таких терминалах комиссии также повышаются — их владельцы компенсируют свои расходы на сотрудничество с банками, причем, как показывают подсчеты, также с лихвой. Банку владелец терминала отдает в качестве комиссионных 0,25-1,5% от ежемесячного оборота (до 1,5 млн. руб.), то есть до 16,5 тыс. руб. По данным ОСМП, по «банковской схеме» теперь работает до 45% терминалов, обслуживаемых системой (еще около 15% терминалов приостановили работу).

Участники рынка не исключают, что владельцы терминалов повышают комиссии, компенсируя совсем другие расходы, вернее, выпадающие доходы. «Главным драйвером развития бизнеса платежей с помощью терминалов была незаконная продажа наличных, которая резко сократилась в связи с фискализацией терминалов», – считает исполнительный директор платежной системы «Киберплат» Владимир Кузнецов.

Не повышают комиссии пока только компании, у которых есть лицензия на осуществление банковских операций. Так, в компании «Элекснет» «Ъ» сообщили, что пока не повышали комиссии. Наличие банковской лицензии освобождает такие компании от установки ККТ, а ЦБ контролирует их операции с наличными.

В повышении комиссионных владельцы терминалов ограничены только конъюнктурой рынка. «Если плата становится слишком высокой, потребители будут использовать альтернативные каналы платежей», – говорит Рустам Ахтаров. Однако одновременное повышение комиссий может привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы. «Повышение комиссий должно быть экономически обосновано и проводится без нарушения антимонопольного законодательства», – напомнила глава управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева. – «Если мы обнаружим признаки согласованных действий при повышении комиссий, то будем применять соответствующие санкции».

Автор: Елена Пашутинская

Теги: Кассовая техника комиссия терминалы

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru