Госзакупкам советуют быть проще

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 25 Февраля 2010 г.

Эксперты Высшей школы экономики распространили доклад с предложениями по совершенствованию системы госзакупок. В числе предложений – передача распорядителям бюджетных средств части контрольных функций, которые сейчас осуществляет ФАС. С похожими предложениями по совершенствованию системы госзаказа недавно выступило Минэкономики. В ФАС уверены: поиски несовершенства в законе «О госзакупках» – реакция госмонополий на попытки ФАС распространить на них прозрачные процедуры, предусмотренные законом N 94.

Вчера эксперты Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) распространили доклад «Система госзакупок: на пути к новому качеству», в котором делается вывод, что действующая система госзакупок, сформированная в 2005 году законом «О госзакупках», нуждается в совершенствовании. «В момент разработки и принятия 94-ФЗ в качестве главного фактора риска воспринималась исключительно коррупция. Однако практика применения закона продемонстрировала существенные риски недобросовестного поведения и некомпетентности поставщиков, что порождает риски неисполнения заказа», – говорят авторы доклада, подчеркивая, что эффективность госзакупок следует оценивать «не по одному критерию минимальной цены, а по совокупным критериям конкурентоспособности, то есть экономической эффективности закупки за период жизненного цикла: цене, качеству, надежности».

Одним из ключевых предложений ВШЭ является расширение спектра используемых способов закупки, а также расширение полномочий заказчика с предоставлением ему права выбора способа размещения заказа. Авторы признают, что для исключения коррупции при расширении полномочий заказчиков потребуется «многоуровневая система мониторинга и контроля». Нынешний регулятор в лице Федеральной антимонопольной службы с ее созданием может не справиться. Поэтому повышение эффективности администрирования «предполагает возможную передачу главному распорядителю бюджетных средств части нынешних контрольных функций ФАС».

Критика существующей системы госзакупок началась еще в прошлом году. В ноябре 2009 года глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что закон «О госзакупках» не подходит для закупок наукоемкой продукции, и потребовал вывести ее из-под действия закона «О госзакупках», заявив о намерении разработать соответствующий законопроект. В феврале 2010 года Минэкономики высказало свои предложения по созданию в России федеральной контрактной системы, охватывающей все аспекты госзаказа от формирования госпотребностей до контроля за исполнением заключенных контрактов.

«Реализация предложений ВШЭ приведет к резкому росту коррупции, так как у заказчиков появится право не ходить на аукционы, что перечеркнет все планы правительства по переходу на электронные аукционы и борьбе с коррупцией в этой сфере», – заявил «Ъ» глава управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. Он полагает, что подобные предложения являются результатом сопротивления госмонополий принятию закона «О естественных монополиях и госкорпорациях», обсуждаемого сейчас в правительстве. Законопроект содержит требования о раскрытии информации о проводимых торгах и заключенных контрактах госкорпораций. Что касается проблем при заказах научных исследований, о которых говорил господин Фурсенко, то, по словам господина Евраева, «с Минобрнауки достигнуто полное взаимопонимание». Ведется совместная работа над совершенствованием процедуры госзакупок и исполнения госконтрактов по НИОКРам,— соответствующий законопроект будет готов в течение двух-трех месяцев.

Руководитель авторского коллектива, подготовившего доклад, проректор ВШЭ Андрей Яковлев выразил сожаление, что в ФАС любую критику закона «О госзакупках» воспринимают как «происки врагов». По его словам, после принятия закона «О госзакупках» коррупция не исчезла, а лишь переместилась со стадии заключения контракта, на другие, прежде всего – на стадию его исполнения. Действующие сегодня механизмы контроля, по его словам, направлены на обеспечение соблюдения процедур закона, но не на удовлетворение госнужд, которое и является целью госзакупок. «Проблема 94ФЗ в том, что он ориентирован на простые инструменты, но управляющая система не может быть проще, чем управляемая. Сложные закупки предполагают сложные инструменты», – отмечает господин Яковлев, ссылаясь на международный опыт. Исключить коррупцию при заключении сложных контрактов, в частности, путем простого «ведения переговоров», по его словам, возможно только введением многоуровневой системы мониторинга, позволяющей отслеживать весь процесс госзакупок.

Автор: Александр Гудков

Теги: Госзакупки госмонополии ФАС

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru