Профучастники рынка ценных бумаг останутся без поддержки ЦБ

print
Печать

Источник: Quote.ru

Дата публикации: 14 Августа 2009 г.

Профессиональные участники российского рынка ценных бумаг не получат доступа к операциям рефинансирования ЦБ РФ. Правительство прекратило работу над соответствующим законопроектом, сообщается в отчете о ходе выполнения плана законопроектной деятельности правительства РФ.

Осенью 2008 г. государство намеревалось разработать механизм, который позволил бы допустить профучастников рынка ценных бумаг к рефинансированию Банка России с передачей ему функций надзора и регулирования экономических показателей профучастников. В октябре прошедшего года заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев заявлял о том, что идет обсуждение с ФСФР о возможности предоставления ЦБ ликвидности профучастникам. При этом, по его мнению, ЦБ РФ должен лучше знать ситуацию с балансами профучастников, иметь доступ к их отчетности. А. Улюкаев не исключил, что последним потребуется обратиться в ЦБ РФ за банковской лицензией.

Проект федерального закона должен был быть подготовлен к февралю текущего года, а внесение его в Госдуму планировалось на март. Видимо, с прохождением наиболее острой фазы финансового кризиса профучастники более оптимистично и, возможно, менее объективно оценили свои возможности и риски. Волатильность на фондовом рынке снизилась, объемы торгов восстановились, с рынка исчезло не так много игроков, вроде бы жизнь наладилась. А когда минувшей осенью внутридневное снижение котировок измерялось двузначными числами и никто никому не доверял, когда было просто негде занять денег, идея иметь доступ к рефинансированию в ЦБ, пусть даже в обмен на жесткий надзор со стороны регулятора, выглядела вполне способной значительно облегчить (а в ряде случаев и спасти) жизнь профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Существует риск, что отказ от этой идеи аукнется участникам торгов осенью уже текущего года, когда, по прогнозу ряда чиновников, ожидается «вторая волна».

По словам заместителя начальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексея Павлова, основная идея законопроекта заключалась в возможности оказания экстренной финансовой помощи профессиональным участникам фондового рынка, что было актуально в разгар кризиса, поскольку мощной распродажи активов нуждающегося в средствах крупного брокера или управляющей компании наш фондовый рынок мог просто не пережить. «Так что инициатива разумная», – подчеркнул эксперт. К тому же можно вспомнить, что и ФРС США в критической ситуации открывала «кредитное окно» своим ипотечным банкам, чего ранее не делала. Однако ложка хороша к обеду. А в ситуации, когда финансовые рынки купаются в ликвидности, а еще недавно сокращавшие зарплату и персонал инвестдома вновь увеличивают вознаграждения и расширяют штат, данный законопроект, безусловно, уже не является предметом первой необходимости.

Кроме того, А.Павлов полагает, что ЦБ РФ не должен контролировать деятельность профучастников в принципе. Существует ФСФР, и в случае необходимости логичнее было бы до необходимых пределов расширить полномочия службе Владимира Миловидова. Говоря о мерах, способных помочь решению потенциальных проблем с ликвидностью, специалист отметил предложение увеличить минимальный уровень собственного капитала профучастников.

По мнению соруководителя аналитического департамента Deutsche Bank Ярослава Лисоволика, острой необходимости в разработке указанных мер в настоящее время нет. Даже в условиях более низких цен на нефть и возобновления снижения фондового рынка основной акцент регулятор должен делать на повышении прозрачности и устойчивости финансовой системы, уверен эксперт. Создание механизмов предоставления ликвидности может привести к проблеме «безответственного поведения», а также принятию операторами рынка чрезмерных рисков.

Управляющий директор УК «Эверест Эссет Менеджмент» Константин Демченко сообщил, что ему не известны конкретные механизмы, использование которых могло бы помочь предоставить долгожданную ликвидность корпоративному сектору, поэтому можно лишь делать предположения, базируясь на опыте развитых стран. Там предполагалось использование прямых сделок по рефинансированию компаний за счет исключения банковского сектора из цепочки «центр ликвидности/банк-кредитор/заемщик». То есть ЦБ был готов предоставлять кредиты напрямую компаниям под залог различных активов в случае неспособности банковского сектора осуществлять платежи.

Прекращение работы правительства над этим проектом, полагает специалист, является свидетельством их вполне разумного предположения о том, что худшие времена кризиса уже позади и банковская система способна выполнять функции по проведению расчетов между клиентами и финансированию их текущей деятельности. Концентрация внимания именно на этой деятельности сейчас является неактуальной. Принципиально важным моментом является выработка способов рефинансирования банковской системы, контроль за качеством кредитных портфелей банков и поиск путей урегулирования просроченной задолженности, что является наиболее трудной частью. За счет увеличения сроков кредитов и возможного снижения ставок банки начнут терять процентную маржу (и, иногда, основную сумму выданного кредита) и потребуют более дешевого централизованного финансирования (дешевые депозиты не смогут спасти банковский сектор) от Банка России за счет переуступки прав требований по кредитам и предоставления иных возможных предметов залога. Проблема лечится только временем, уверен эксперт.

Введение контроля со стороны Банка России над корпоративным сектором было бы, по словам А. Демченко, чрезвычайно тяжелой задачей. Такая деятельность является глубоко непрофильной и осложнит весь процесс регулирования собственно банковской деятельности. Поэтому тот факт, что такая модель была отклонена, является небольшой победой разума и никоим образом не приводит ко второй волне кризиса. К кризису приводит неспособность банковской системы выполнять свои функции, ее паралич, а не отсутствие такого рода регулирования. Решением потенциальных проблем с ликвидностью, по мнению эксперта, могла бы стать система рефинансирования участников рынка у нескольких «опорных» государственных банков, которые бы могли использовать аналогичный принятому у своих корпоративных заемщиков предмет залога для получения более долгосрочного и безусловного финансирования в ЦБ.

Автор: Максим Звягинцев

Теги: Алексей Улюкаев Банк России Профессиональные участники профучастники рефинансирование рынок ценных бумаг ЦБ

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru