Источник: Прайм-ТАСС

Дата публикации: 15 Июля 2009 г.

Минпромторг РФ представил на заседании президиума правительства РФ проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». По версии пресс-службы ведомства, целью законопроекта является обеспечение осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле.

Президиум правительства законопроект о торговле утвердил, и в самое ближайшее время он будет внесен в Госдуму. Как сообщил первый вице-премьер России Виктор Зубков. По его мнению, в документе удалось соблюсти баланс интересов производителей, поставщиков и продавцов, используя рыночные механизмы регулирования.

Как отметил глава правительства Владимир Путин, открывая соответствующее заседание президиума, документ поспособствует выстраиванию «цивилизованных отношений» по всей цепочке от производителя до прилавка, и в первую очередь призван навести порядок в торговле продуктами питания.

Речь идет о мерах, направленных на искоренение практики дискриминации производителей, сокращение задержек с оплатой продукции, запрет «всевозможных поборов», так называемых бонусов, мешающих качественным товарам попадать на прилавки крупных торговых сетей. Дисциплиной производителя также займутся всерьез. Во имя обеспечения высокого качества продукции, производимой на рынке, будут введены «нормы прямого действия, регулирующие сроки поставок продовольственных товаров и запрещающих дискриминацию производителей», – подытожил премьер.

Таким образом, правительство принимает новые правила игры на продуктовом рынке. Закон ждали и, одновременно, его боялись. Что касается соотношения довольных и недовольных, то ритейлеры восприняли правительственную инициативу спокойно, а вот производители особенного удовлетворения не испытывают. Согласно законопроекту, власть не будет контролировать торговые наценки сетей и устанавливать порог доминирования. «Мы пришли к общей консолидированной позиции, что государство в этом законе не будет регулировать торговую деятельность с точки установления торговых наценок», – цитируют СМИ правительственный источник. Кроме того, правительство передало Федеральной антимонопольной службе (ФАС) право на проверку, насколько продавцы соблюдают право равного доступа для производителей.

Правда, как уже было сказано ранее, при этом ритейлерам запрещается брать плату с поставщиков за вход в торговую сеть и задерживать расчет за поставленную продукцию. Что касается реакции участников рынка, то отказ от регулирования цен порадовал производителей, а вот норму по быстрой оплате товара легко обойти, говорят они, поскольку остается «документарно-бумажная» сфера взаимоотношений, где возможны всяческие придирки по делу и без.

Остроты полемике о взаимоотношениях продавцов и покупателей добавил экономический кризис, когда в результате девальвации росли цены, сужался ассортимент, а конфликт между сетями и производителями достиг «кипения». Власти, уже планируя законопроект, определили круг социально значимых товаров, цены на которые было рекомендовано не поднимать. Вмешался в ситуацию и российский премьер Владимир Путин, посетив один из супермаркетов на Осеннем бульваре. На вкус главы правительства стоимость свиного мяса была слишком высока, поскольку наценка составляла 120%.

Снизились ли цены в этом магазине после визита столь важного покупателя? Говорят, нет.

Отмена «входного билета на полку» станет поводом удешевления продуктов питания, чего и добиваются российские власти. «Эти бонусы были самой большой проблемой сельхозпроизводителей», – говорит генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. – «Импорт регулируется сокращением квот и введением дополнительных пошлин, если они повысятся – это будет стимулировать местного сельхозпроизводителя. Но скажется в первую очередь на ценах для конечного потребителя».

Проблемой для малого и среднего бизнеса являются административные барьеры, полагает эксперт. Законопроект предполагает унификацию требований ко всем действующим субъектам на рынке торговли, что является плюсом, поскольку даст стимул к развитию небольших магазинов. Это в свою очередь обеспечит население торговыми площадями.

Еще одним плюсом нового закона является норма о предоставлении 20% площадей местным производителям. «Эта квота даже маловата», – говорит Т. Касьянова. – «Взять, например, Дальний Восток: везти продукцию в этот регион весьма затратно, в итоге конечная стоимость продукции возрастает. Если данная квота для некоторых регионов будет выше, то это будет выгодно населению, поскольку цены будут ниже. Только совместно увеличение квот и снижение бонусов позволит мелким производителям попасть в сетевые магазины».

К положительным моментам эксперт относит и отказ от регионального произвола – местные власти теперь не смогут ограничивать развитие торговых сетей, а магазины не смогут повышать цены, пользуясь сложившейся ситуацией.

Одобряет Т. Касьянова и сокращение сроков, в течение которых ритейлеры обязаны расплачиваться с поставщиками за продукцию. «Сейчас срок выплат для крупных сетей может составлять до полугода», – говорит она. – «Если он сократится, производители смогут получать деньги сразу и направлять на поддержание и развитие бизнеса». Таким образом, мера снизит необходимость в накоплении большого оборотного капитала для мясомолочного сектора, а сельхозпроизводитель вернет средства до нового посева.

Несмотря на большое количество универсально-положительных моментов, законопроект восторга у производителя не вызвал. Зато ритейлеры получают возможность «жонглировать» торговой наценкой. Игроки рынки отмечают, что новая правительственная инициатива усилит конкуренцию между «сетевиками» в крупных городах, что улучшит положение производителей.

Теги: административные барьеры Виктор Зубков Госдума Минпромторг ритейлеры торговая деятельность торговля ФАС Федеральная антимонопольная служба

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru