Налоговая политика является важным инструментом экономического стимулирования

print
Печать

Источник: Эрнст энд Янг

Дата публикации: 15 Мая 2009 г.

По мере того как мировая экономика пытается найти выход из глобальной рецессии, все большее число стран находят свой путь бюджетно-налогового стимулирования для увеличения спроса в экономике и возобновления кредитования компаний. Согласно недавно выпущенному докладу ОЭСР, несмотря на то что в течение нескольких последних месяцев основное внимание уделялось сокращению затрат, на долю налоговых мер приходится 56% объема бюджетно-налогового стимулирования. В обзоре «Налоговая политика – один из важнейших аспектов бюджетно-налогового стимулирования в мировой экономике» («Worldwide fiscal stimulustax policy plays a major role»), проведенном компанией «Эрнст энд Янг», анализируется бюджетное стимулирование через налогообложение в 24 крупнейших юрисдикциях и выявляются вопросы, для решения которых правительства прибегают к внесению поправок в систему налогообложения с целью создания бюджетно-налоговых стимулов.

«По мере расширения глобализации меры налогового стимулирования осуществляются в одной, а иногда и в нескольких юрисдикциях, в которых действует многонациональная корпорация. Компаниям следует владеть информацией о таких изменениях, оценивать их влияние и надлежащим образом готовиться к работе в новых условиях», – говорит Марк Уайнбергер, руководитель международной практики компании «Эрнст энд Янг» в области налогообложения.

Несмотря на то, что антикризисные меры отличаются в разных странах, проведенный «Эрнст энд Янг» обзор говорит о том, что во многих из них применяются аналогичные меры бюджетно-налогового стимулирования.

  • Осуществление программ ускоренной амортизации, способствующих оптимизации движения денежных средств компаний за счет ускоренного списания (амортизации) инвестиций.
  • Внесение поправок, позволяющих учитывать убытки как в предыдущих, так и последующих налоговых периодах, что помогает традиционно прибыльным компаниям более эффективно учитывать в целях налогообложения чистые операционные убытки, которые образуются в сложных современных условиях.
  • Снижение ставки налога на прибыль организаций, что способствует оптимизации движения денежных средств, стимулирует совокупный спрос, инвестиционную активность, а также помогает компаниям сохранять конкурентоспособность в международной конкуренции за специалистов и инвестиции.
  • Увеличение налогового кредита (вычета) на НИОКР, что создает дополнительные стимулы для того, чтобы компании продолжали инвестировать средства в инновационное развитие и расширение НИОКР несмотря на неблагоприятные экономические условия.
  • Внесение поправок в косвенные налоги в целях поддержания спроса за счет снижения стоимости товаров и услуг.
  • Внесение поправок в подоходный налог в целях увеличения спроса за счет увеличения располагаемого дохода, особенно у налогоплательщиков с низкими и средними доходами.

По новым тенденциям в обзоре отмечено, что хотя некоторые из недавно введенных налоговых мер являются постоянными, действие многих из них ограничено во времени. Помимо этого, во многих случаях новые меры создают стимулы в конкретных областях, чаще всего в области производства, разработки наукоeмких технологий, повышения энергосбережения и развития транспорта. Иногда осуществляется преимущественное стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса, которые наиболее сильно пострадали от экономического кризиса. Такой подход аналогичен введению налоговых стимулов в области подоходного налога для налогоплательщиков с небольшими и средними доходами.

«Действия любой страны обусловлены ее специфическими потребностями, состоянием бюджета и политическим климатом, поэтому, несмотря на то что, как правило, страны преследуют схожие цели, а именно: повышение спроса и оптимизацию движения денежных средств, ― их подходы к решению схожих проблем могут существенно отличаться. В этой связи компаниям следует изучить новые условия прежде, чем они будут принимать решения об инвестициях или иные коммерческие решения», – отмечает Марк Уайнбергер.

Другим важным фактором, который необходимо учитывать, по имению Уайнбергера, является то, что правительства многих стран приступили к осуществлению мер, направленных на сокращение роста бюджетного дефицита и приток налоговых отчислений, учитывая, что они начали реализовывать крупные программы в области уменьшения бюджетных расходов и бюджетно-налогового стимулирования. «Меры, осуществленные правительствами в последнее время, были направлены на решение текущих экономических проблем, однако компаниям следует помнить, что в скором времени правительствам придется решать вопрос о том, за счет каких источников они будут финансировать налоговые льготы и другие введенные ими стимулы».

Например, в рамках представления нового бюджета в Великобритании было объявлено о внесении ряда поправок в подоходный налог, которые в основном коснутся лиц с высокими доходами. Это говорит о том, что снижению бюджетного дефицита придается возрастающее значение. Венгрия, осуществившая ограниченные меры в области бюджетно-налогового стимулирования, что обусловлено состоянием государственного бюджета, планирует повысить ставку налога на добавленную стоимость с 20% до 25%, снизив при этом ставки подоходного налога, поскольку предполагает сделать основной упор на налогообложение потребления, а не доходов.

Правительство России предприняло целый ряд мер для смягчения и предотвращения влияния глобального экономического спада на российскую экономику, включая выкуп акций компаний и других стимулирующих мер на сумму 200 млрд. долларов США. Приоритетные области: малые и средние предприятия, автомобильная промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, оборонная промышленность, авиационный транспорт и жилищное строительство. Эти программы направлены на оказание содействия наиболее важным финансовым и промышленным компаниям и включают следующие меры:

  • Ускоренная амортизация с увеличением суммы одноразового списания в отношении отдельных видов расходов
  • Предоставление отсрочки или рассрочки при погашении задолженности по уплате федеральных налогов в случаях, когда уплата всей суммы единовременно может иметь негативные социальные или экономические последствия
  • Продление срока представления подтверждающих документов для возмещения НДС
  • Перенесение запланированного увеличения ставки ЕСН на 2010 год
  • Существенное увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом в целях исчисления налога на прибыль
  • Вычеты, связанные с новым строительством или приобретением жилья, а также подготовка нового проекта правил в отношении недостаточной капитализации и разработка нового законодательства по трансфертному ценообразованию.

«В последние годы российская экономика характеризуется быстрым ростом во многих отраслях, продолжается процесс ее интеграции в мировую экономику», – отмечает Петр Медведев, партнер и руководитель практики «Эрнст энд Янг» в области налогообложения и права в СНГ. – «Сегодня, в период кризиса, перед Россией стоят те же проблемы, что и перед другими странами, а именно: кризис кредитования и ликвидности, спад в мировой торговле и сокращение потребительского спроса. В связи с попытками российского правительства смягчить это влияние, изменение политики налогообложения может иметь большое значение в определении характера реагирования экономики и обеспечении перехода к росту спроса, повышению уровня ликвидности и объема денежных потоков».

Марк Уайнбергер далее подчеркивает, что разработка налоговой политики не ограничивается теми мерами, которые были рассмотрены в обзоре. «Видимо, это далеко не последние стимулы, которые нам еще предстоит увидеть до возобновления роста глобальной экономики. При разработке подходов к следующему этапу антикризисного стимулирования правительства будут учитывать опыт других стран, как успешный, так и отрицательный. От решений, которые будут приняты в области налогообложения, во многом будет зависеть деятельность компаний и доходность от инвестиций в разных странах, на которую они смогут рассчитывать в будущем», – заключает он.

Информация об обзоре

«Налоговая политика – один из важнейших аспектов бюджетно-налогового стимулирования в международной экономике» («Worldwide fiscal stimulus – tax policy plays a major role») – обзор мер бюджетно-налогового стимулирования, осуществленных в 24 юрисдикциях Европейского Союза. Основной акцент в исследовании был сделан на рассмотрении мер налогового стимулирования в отдельных странах. Использованные в обзоре данные были собраны в марте-апреле 2009 года. Поскольку экономические условия непрерывно меняются, настоящий обзор может не включать налоговые меры, принятые в самое последнее время.

Теги: fiscal stimulus tax policy бюджетно-налоговое стимулирование глобальная рецессия Марк Уайнбергер налоговая политика оптимизация движения денежных средств ускор ускоренная амортизация Эрнст энд Янг

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru