«Думаю, кризис выполнит свою очистительную функцию»

print
Печать

Источник: РБК - daily

Дата публикации: 23 Апреля 2009 г.

О плане антикризисного контроля Счетной палаты над деятельностью госбанков, госкорпораций и ведущих предприятий специальному корреспонденту РБК daily Игорю Пылаеву рассказал аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд

- В последнее время правительство и ЦБ активно дискутируют по поводу второй волны банковского кризиса: будет или нет. А вы что думаете?

- Существование различных точек зрения на развитие событий в финансовой сфере указывает на то, что ситуация неопределенная. Это самая корректная характеристика текущего момента. Нынешний кризис продолжает удивлять всех ведущих экспертов и экономистов и даже нобелевских лауреатов: ни один из них не смог точно предположить ни сроки начала кризиса, ни характер его течения. Полагаю, начальная стадия кризиса отличалась даже более высокой степенью определенности, чем нынешняя: тогда всем было очевидно, что рынок будет падать, и падать сильно, что за кризисом ликвидности грядет серьезный спад в банковской системе, что кризис охватит реальный и социальный секторы экономики. Эти худшие прогнозы оправдались. Вся корректировка, проводимая правительством нашей страны и других ведущих держав, проводится в отрицательную сторону.

Впрочем, первую волну банковского кризиса мы пережили довольно достойно. Мы в Счетной палате, как представители контролирующей структуры, ожидали худшего развития ситуации на финансовых рынках. Например, еще три месяца назад я предрекал ситуацию массовых банкротств в банковской системе. К счастью, этого не произошло, и во многом благодаря своевременным и оперативным мерам, принятым денежными властями. При этом я разделяю ту точку зрения, которая указывает на возможность второй волны банковского кризиса: анализ, проводимый Счетной палатой, говорит о том, что тенденция тревожная. Пока совокупная достаточность капитала всей банковской системы страны составляет 15%, но доля так называемых токсичных активов банков приближается к 10%. При этом очень сильно падает качество заемщиков. И в этих условиях власти, чтобы поддержать реальный сектор экономики, оказывают достаточно сильное давление на банковский сектор, вынуждая его увеличивать объемы кредитования. В частности, правительство ставит перед госбанками задачу ежемесячно на 2% наращивать объемы кредитования. Банки впервые попали в ситуацию фактически директивного управления, и такой план по валу может привести к проблемам в банковской сфере. Наши проверки в крупнейших банках и мониторинг всей банковской системы показывают рост просроченной задолженно¬сти.

- Ваши прогнозы совпадают с данными ЦБ? В частности, по словам члена совета директоров ЦБ Алексея Симановского, в первом квартале 2009 года объем просроченной задолженности может составить 4-4,5%.

- Мы в значительной степени опираемся на данные ЦБ, поскольку не имеем возможности получать из тысячи с лишним банков первичную документацию, а собственные проверки проводим в основном в банках с государственным участием и банках – получателях государственных средств. В целом объем просроченной задолженности колеблется от 1 до 10% в зависимости от конкретного банка. К примеру, в Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке размер просрочки ниже, чем у прочих участников рынка. Мы проверяли Газ¬промбанк, и у него объем просрочки на 1 марта 2009 года оказался на уровне 3% (при том что на 1 февраля он был равен 1%). У Сбербанка чуть меньше – 2,2% на 1 марта 2009 года. Если отталкиваться от объема выданных кредитов, цифра 4% на начало апреля вполне корректна. Но не надо забывать, что сюда не включаются случаи, когда заемщики перестали осуществлять процентные платежи по обслуживанию кредитов, а это во многих случаях сигнал неблагополучия. Кроме того, крупные банки уже начали выводить «плохие» долги, создавая коллекторские агент¬ства. То есть статистика ведется с учетом списания с баланса таких кредитов. Реальное же положение дел хуже. Но даже 4% – это достаточно большая цифра. Поэтому я вполне разделяю опасения по поводу второй волны кризиса.

- Какие действия намерена предпринимать Счетная палата в преддверии новой волны кризиса «плохих» долгов? Увеличивать количество проверок банков? Усиливать взаимодействие с Генеральной прокуратурой?

- Мы не ставим перед собой задачу гоняться за конкретными банками и наводить там порядок. Для этого есть ЦБ. Наша главная задача – оценка эффективности мер госрегулирования и господдержки. Если заодно удается выявить нарушения в деятельности хозяйствующего субъекта или банка, то лишь тогда передаем материалы в соответствующие органы, включая правоохранительные.
 
План работы Счетной палаты на 2009 год во многом можно назвать планом антикризисного контроля. Он отличается от планов предыдущих лет. В этом году мы намерены проверить на эффективность все меры, заявленные в антикризисной программе правительства. Мы ежеквартально делаем аналитическую записку об эффективности таких мер и вырабатываем рекомендации правительству.

- Сколько в связи с этим ведомство намерено проверить банков?

- В поле нашего внимания может попасть более ста банков, которые в той или иной мере получают помощь от государства. Причем некоторые финансовые институты стали предметом дотошного и непрерывного изучения. К примеру, во Внешэкономбанке нами сейчас одновременно проводится несколько проверок. Ведь именно через этот институт банковская система получает большую часть антикризисных денег.

- Вы обнаружили какие-либо проблемы?

- В частности мы выявили, что процедура выдачи субординированных кредитов банкам довольно затянута. Например, с момента подачи заявок Газпром¬банку НОМОС-банком и Ханты-Мансийским банком на получение субординированных кредитов и до реальной выдачи денег прошло несколько месяцев. Согласитесь, в условиях кризиса это непозволительно долго, поскольку банкам деньги нужны немедленно. Если ВЭБ отводит для рассмотрения заявки Газпромбанка несколько месяцев, можно представить, как долго эти средства будут идти в реальный сектор экономики. Это серьезная проблема, и мы на это указали.

Также на примере Газпромбанка и Сбербанка мы увидели, что нужно увеличить срок кредитования банков со стороны ЦБ с 90 дней до более длительного времени. Счетная палата указала это в своих рекомендациях. Считаю, что этот срок нужно увеличить минимум до года. Но ЦБ пока увеличил сроки кредитования на 180 дней. Вдобавок мы рекомендуем ЦБ сокращать объемы беззалогового кредитования.

Кстати, думаю, что такая объективная оценка ситуации с беззалоговым кредитованием со стороны Счетной палаты является некоей политической поддержкой для Центробанка. Ведь на него постоянно оказывается давление по принятию решений с повышенной степенью риска в целях рефинансирования банковской системы и поддержки реального сектора экономики.

- Есть ли сложности с получением Счетной палатой нужной информации из ЦБ?

- Сейчас серьезных проблем с точки зрения получения информации мы не испытываем. Кризис заставил всех действовать иначе, в том числе коммерческие банки. Не представляю, как год назад многие из банков отреагировали бы на наши запросы. Наверное, начали бы копаться в законах, чтобы ответить, что у Счетной палаты нет оснований для получения запрашиваемых сведений. Сейчас нет даже попыток подискутировать на эту тему. А ведь мы проверяем в режиме запросов очень большое количество банков! И каждый банк по нашему запросу прислал всю необходимую документацию, в том числе и первичную. Все понимают, сейчас основная проблема в доверии. Поэтому многие участники рынка воспринимают нашу работу как стремление дать обществу объективную картину, куда и как расходуются значительные суммы денег, выделенные государством.

- Несколько слов об итогах проверки ЦБ, которая была посвящена порядку управления золотовалютными резервами (ЗВР) ЦБ.

- Проверка завершена, но ее итоги пока формально не подведены, поэтому могу лишь дать общие оценки. Ожидания некоторых политических сил, что часть ЗВР потеряна, не оправдались. Проверка проводилась в достаточно комфортной обстановке: ЦБ открыл все свои секреты, никаких нареканий по поводу проволочек со стороны ЦБ у нас нет. Такая проверка даже по мировым меркам является беспрецедентной. В мировой практике подобного никогда не было.

- В июне вы начнете проверку в АСВ?

- Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов не является для нас новой структурой в плане проверок. Его финансово-хозяйственную деятельность мы проверяли год назад. Правда, это было до кризиса, а сейчас у АСВ появились новые функции, например по санации банков. Кстати, принято решение о проверке и других государственных корпораций и корпораций с государственным участием, например АвтоВАЗа. На автогигант мы зайдем с проверкой сразу, как только начнут поступать бюджетные деньги на поддержку производства. Постоянный контроль над расходованием средств мы ведем и в «Олимпстрое».

- Какие меры, на ваш взгляд, необходимо разработать на случай появления второй волны банковского кризиса? К примеру, ЦБ предлагает государству выкупать акции банков. А вы?

- На мой взгляд, 1100 банков для масштабов нашей экономики и объемов денежной массы – это много. Думаю, что кризис выполнит свою очистительную функцию. В связи с этим важно регулировать процесс ликвидации банков, которые на самом деле занимаются чем угодно, только не реальным банкингом. Но в любом случае важно, чтобы процесс санации не приводил к проблемам для предприятий и не запустил принцип домино. Другой отрицательный момент — сокращение доли кредитного рынка со стороны самостоятельных региональных банков. Это тоже тревожная ситуация.

Доля кредитов ЦБ в пассивах по всем региональным банкам на 1 января 2009 года составила 4,8%, а по федеральным банкам 10-11%. Здесь ЦБ недорабатывает. Я не говорю, что надо любой ценой добиваться сохранения таких банков, но они у нас вообще не ощущают никакой помощи. Третья проблема – выплата по внешним заимствованиям. В 2009 году эта проблема продолжает оставаться довольно серьезной: порядка 76,3 млрд. долл. предстоит выплатить предприятиям нефинансового сектора и около 60 млрд. долл. банкам плюс проценты. В то же время, по нашим оценкам, для предстоящих выплат зарезервировано не более половины требуемой суммы денег. И хотя деньги на рынке есть, но не всегда у тех заемщиков, которым предстоят выплаты.

Также в части усиления контроля мы предлагаем ЦБ ввести аналитические счета в банках. Нынешняя форма бухучета этого не предполагает. И мы не можем четко идентифицировать, какие деньги распределяются участниками рынка под видом господдержки. Кроме того, проверка в Газпромбанке показала, что в настоящее время отсутствует банковская отчетность, позволяющая в разрезе ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – РБК daily) осуществлять анализ источников финансовых ресурсов, поступающих из реального сектора экономики. А это тоже важные элементы, в том числе для оценки увеличения объемов кредитования экономики в связи с оказанными мерами господдержки, а также для определения реальных финансовых потребностей различных секторов экономики.

К примеру, довольно серьезная дискуссия была у нас с Россельхозбанком, когда он получил 25 млрд. руб. в виде госпомощи. С учетом временного лага их кредитный портфель вырос на 30 млрд. руб., и на этом основании нам пришлось сделать вывод, что это стало результатом оказанной господдержки. Хотя, возможно, это не совсем корректный вывод: могли быть другие источники кредитных ресурсов. Поэтому мы и предлагаем ввести аналитические счета. Банки не возражают, но ЦБ пока нас не поддерживает.

Наше ведомство стремится контролировать ситуацию по преодолению кризиса не только обычными инспекторскими методами. Мы используем Счетную палату и как дискуссионную площадку для ведущих аналитиков, ученых, профессиональных участников рынка. Во взаимодействии с РСПП, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России у нас регулярно проводятся совещания по выработке конкретных предложений для руководства страны в части антикризисных мер. Могу отметить, что некоторые из наших инициатив уже используются в государственной антикризисной политике.

Теги: Агентство по страхованию вкладов антикризисный контроль АСВ Аудитор банковский кризис банкротства госбанки просроченная задолженность Счетная палата ЦБ

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru