Закон о торговле отправлен на каникулы

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 13 Апреля 2009 г.

Следующая версия закона «О торговле» будет обсуждаться в октябре 2009 года. Вопреки ожиданиям Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на заседании правительства в минувший четверг Виктору Христенко удалось избежать обсуждения разногласий по закону «О торговле», в который Минсельхоз и ФАС с 2007 года требуют ввести механизмы госрегулирования цен и положения, дискриминирующие торговые сети. Пауза в обсуждении скандального закона не устраивает ФАС: ведомство готово заняться сетями в поправках в антимонопольное законодательство.

В пятницу Минпромторг объявил о новых сроках доработки закона «О торговле» – закон будет готов к октябрю 2009 года. Правительство в минувший четверг рассмотрело разработанные Минпромторгом «Основные направления совершенствования государственного регулирования торговой деятельности и развития торговли в Российской Федерации в 2009 году». Предполагалось, что на заседание будут вынесены наиболее спорные моменты законопроекта о торговле, о котором Минпромторг, ФАС и Минсельхоз спорят уже более двух лет. Перед заседанием Минпромторг даже опубликовал на официальном сайте последнюю версию документа. Однако на заседании правительства Виктор Христенко постарался не останавливаться на проекте. Решения по списку разногласий принято не было – работа над ним будет вестись до осени.

Напомним, законопроект «О государственном регулировании и развитии торговой деятельности» Минпромторг должен был подготовить еще в 2008 году. За основу законопроекта в ведомстве взяли пожелания самих торговых сетей, но проект наткнулся на противодействие Минсельхоза и ФАС. Минсельхоз требовал ввести госрегулирование торговой наценки на социально значимые товары, а ФАС – ужесточить критерии доминирования торговых компаний на рынке. Предполагалось запретить доминирующим компаниям дальнейшее расширение бизнеса путем покупки недвижимости и земли без согласования с антимонопольной службой.

Последние предложения ФАС предусматривают введение такого критерия доминирования, как оборот: доминирующими могут быть признаны компании с оборотом более 1 млрд. руб., независимо от доли на рынке. Минпромторг традиционно выступал против ограничения торговли. В конце 2008 года в ведомстве предлагали вовсе отказаться от «несвоевременного» законопроекта. В начале 2009 года согласование проекта было поручено взять под контроль вице-премьеру Виктору Зубкову. Он поддержал предложения ФАС по снижению порога доминирования с 35 до 15%, а в городах федерального значения – до 5%. Он отверг предложения Минсельхоза по госрегулированию торговой наценки, предложив взамен институт добровольных соглашений между производителями продовольствия и торговыми учреждениями. Впрочем, в новой версии закона антимонопольные инициативы ФАС отражены не были.

Тема госрегулирования торговой наценки в правительстве не поднималась с момента увольнения Алексея Гордеева с поста главы Минсельхоза в начале марта, позиция нового главы Минсельхоза Елены Скрынник по проблеме пока не объявлялась, но она поддержала позицию господина Зубкова по соглашениям ритейла и аграриев. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в пятницу заявила, что правительство рассматривает механизмы ограничения роста цен на продовольствие, но механизмы ограничения наценок, отрабатываемые на фармрынке, на рынок продовольствия власти переносить не намерены.

В ФАС «Ъ» заявили, что позиция ведомства по закону о торговле не изменилась: в службе ожидали, что на заседании правительства будет принято окончательное решение по списку разногласий. В Минпромторге «Ъ» сообщили обратное: обсуждать спорные моменты закона на заседании и не планировалось, глава ведомства Виктор Христенко должен был лишь представить правительству основные направления госрегулирования торговли в 2009 году. «В комплексе мероприятий около 20 пунктов. Один из них – разработка стратегии развития торговли на 2010-2015 годы. Закон о торговле упоминается как один из инструментов ее реализации, специального обсуждения законопроекта на заседании не планировалось», – заявили «Ъ» в министерстве.

Представители торговых сетей поддерживают позицию Минпромторга, де-факто спасающего ритейл от ФАС затягиванием обсуждения закона. «У ФАС должны быть инструменты для регулирования розничного рынка, но они должны быть прозрачными. Ведомство до сих пор не дало разъяснений, как именно будет считаться доля ритейлеров на рынке», – заявил «Ъ» глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. По его словам, рекомендации правительства по работе с поставщиками выполняются: 16 апреля планируется подписать соглашение, в соответствии с которым комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по торговле и АПК, Ассоциация компаний розничной торговли, Союз независимых сетей России, Торгово-промышленная палата РФ и Россельхозбанк приступят к разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания. «Мы выступаем за то, чтобы закон включал в себя не высокопрофессиональные торговые термины, а оговаривал базовые понятия торговли», – отметил господин Белоновский.

В ФАС не намерены мириться с тем, что закон о торговле откладывается на дальнюю полку. «Если не удастся поучаствовать в разработке закона, мы в рамках третьего антимонопольного пакета будем готовить поправки, которые будут касаться торговых сетей и пресечения их недобросовестных практик. Может быть, даже успеем внести поправки во второй пакет», – заявили «Ъ» в ведомстве.

Автор: Александр Гудков, Кристина Бусько

Теги: антимонопольное законодательство Виктор Христенко госрегулирование цен закон о торговле Минпромторг ФАС Федеральная антимонопольная служба

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru