Нет у монополии начала

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 8 Декабря 2008 г.

Итоги доработки «второго антимонопольного пакета» поправок ФАС оказались неожиданными. Антимонопольная служба полностью отказалась от идеи преследовать компании за «злоупотребление рыночной властью». ФАС выступила с более откровенным предложением – вообще отменить «порог доминирования в 35% рынка», который определяет круг компаний, способных с точки зрения закона на ограничение конкуренции. Это распространит действие закона «О конкуренции» на все компании России – монополистом может быть признан каждый, кто может оказывать «решающее» воздействие на рынок.

Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) повторно внесет в правительство первую часть «второго антимонопольного пакета» (первым антимонопольным пакетом в службе называют блок законопроектов 2006 года, в том числе действующий закон «О защите конкуренции».) В первую часть «второго пакета» вошли нормы, согласованные как с ведомствами, так и с бизнесом. Как пояснил глава правового управления ФАС Сергей Пузыревский, этот блок направлен скорее против злоупотреблений чиновников, нежели против бизнеса. Однако, как заявил в пятницу заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров, ФАС не намерена отказываться от работы над второй, наиболее дискуссионной частью пакета. По его словам, ФАС отвергла норму о введении ответственности за злоупотребление своим положением для компаний, не занимающих доминирующего положения на рынке, но нарушающих «принцип добропорядочности» или «злоупотребляющих рыночной властью». «Что касается “злоупотребления рыночной властью», то эта тема ушла. Она трансформировалась в снятие 35-процентного порога и перекочевала в понятие доминирующего положения”, – пояснил «Ъ» господин Кашеваров.

«Второй антимонопольный пакет» ФАС предполагал внесение поправок в законы «О защите конкуренции», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О естественных монополиях», «О недрах», «О концессионной деятельности», а также в Лесной, Земельный, Градостроительный и Водный кодексы. Санкции за нарушения прописывались поправками к КОАП и УК. Однако в ходе обсуждения пакета с представителями бизнеса проект был подвергнут жесткой критике. Бизнес выступил против наказания за «действия, не отвечающие принципам добропорядочности», против запрета на предоставление участков недр тем компаниям, которые уже контролируют более 35% разведанных запасов, а также против предложенных ФАС ограничений на использование собственной инфраструктуры. В конце октября глава ФАС Игорь Артемьев объявил, что «второй антимонопольный пакет» будет разделен на две части. Первая, согласованная с бизнесом и ведомствами, будет внесена в правительство, работа над второй будет продолжена.

В пятницу ФАС сообщила о новой редакции поправок к закону «О защите конкуренции». В соответствии с ними «доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 35%, но который может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара». Положение компании признается доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, и реализуемый товар не может быть заменен другим.

Несложно показать, что под такое определение «доминирования» может подпадать любая успешная компания на рынке вне зависимости от ее размера. В частности, выход на рынок с любым инновационным продуктом, в том числе радикально более дешевым, чем у конкурента, ставит ее в положение, аналогичное монополии. В случае если ФАС удастся доказать наличие всех трех составляющих, нарушителю будет грозить штраф до 20 тыс. руб. для должностных лиц и до 1 млн. руб. для юридических лиц. По словам господина Кашеварова, у ФАС почти не осталось разногласий с Минэкономразвития, замечания по этому проекту высказывает лишь Минпромторг.

Однако в Минпромторге «Ъ» заявили, что претензии ведомства относятся к предыдущей редакции пакета ФАС. С новыми поправками к закону «О защите конкуренции» в ведомстве не знакомы. В РСПП также выразили крайнее удивление новой позицией антимонопольного ведомства. Там полагали, что ФАС прислушалась к пожеланиям бизнеса и отказалась от разработки «второй части» пакета. «Я сожалею», – заявила «Ъ» глава департамента по связям с органами госвласти и законодательству РСПП Ирина Котелевская, отметив, что ФАС пока не сообщила в РСПП «об этом втором угрожающем эшелоне» новаций. По ее мнению, «в сегодняшних условиях такие меры неуместны».

Кроме отмены порога доминирования, что на порядок усиливает возможности службы, ФАС продолжает работу над поправками, дающими ей право требовать от монополиста продавать часть продукции на бирже по согласованной в ФАС цене. Не отказалось ведомство и от раздела «Особенности антимонопольного регулирования в отдельных отраслях», ограничивающего расширение бизнеса монополистов. Впрочем, по словам господина Кашеварова, это наиболее дискуссионный раздел, и ФАС может исключить его из пакета, чтобы вернуться к нему при подготовке поправок к закону «О недрах» и другим отраслевым кодексам.

Автор: Александр Гудков

Теги: Андрей Кашеваров антимонопольная служба злоупотребление рыночной властью О защите конкуренции ограничение конкуренции порог доминирования принцип добропорядочности Сергей Пузыревский ФАС Федеральная антимонопольная служба

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru