Источник: Газета

Дата публикации: 28 Ноября 2008 г.

Столичный малый бизнес получил за первые девять месяцев этого года госзаказов на общую сумму более 15 млрд. рублей, заявил в четверг на заседании комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству первый замглавы городского департамента по конкурентной политике Сергей Зайцев. При этом он отметил, что недостатки в федеральном законодательстве ограничивают возможность предоставлять предпринимателям большие заказы. Между тем госзаказ во время кризиса может стать спасительным для малого бизнеса.

«Доступ к бюджетному заказу важен сейчас для выживания любой коммерческой структуры, недаром даже крупные организации стремятся получить госзаказ», – сказал замглавы комиссии, депутат Игорь Протопопов. – «А для малого бизнеса это вообще становится вопросом выживания».

Федеральное законодательство (закон №94-ФЗ от 21.07.2005 года) предусматривает, что государственные заказчики по определенному перечню товаров и услуг (утвержден постановлением правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 642) должны распределять на специальных торгах для малого бизнеса 10%-20% от общего объема заказов. При этом максимальная цена лота при покупке товаров должна составлять 3 млн. рублей, а при покупке услуг – 2 млн. рублей.

Эти цифры не устраивают столичные власти. «У нас не так много лотов ценой в 2-3 млн. рублей, – рассказала замглавы департамента образования города Москвы Галина Гущина. – По ремонтным работам, по услугам по поставке оборудования стоимость лотов от 5-7 млн. до 20 млн. рублей». «Размер государственного заказа на капремонт жилья начинается от 20 млн. рублей», – добавил первый замглавы департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Александр Карпов. Низкий потолок максимальной цены лота, считают в мэрии, – одна из причин, почему не удается активно вовлечь малый бизнес в реализацию программы капитального ремонта города. Между тем это один из самых «сладких» кусков пирога госзаказа: в этом году из бюджета на капремонт было выделено более 40 млрд. рублей, в будущем сумма вырастет до 50 млрд. рублей.

В результате спецторги для малого бизнеса в Москве практически не проводятся – за девять месяцев этого года было проведено около 800 таких процедур, на которых госзаказов на сумму свыше 1 млрд. рублей. Как правило, малый бизнес участвует в открытых конкурсах на общих основах.

Столичные власти просят поднять размер максимального лота на спецторгах до 20-30 млн. Соответствующее предложение уже прозвучало на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. Впрочем, у возможного повышения планок могут появиться и противники. В частности, в лице Федеральной антимонопольной службы. На прошедшем в четверг заседании в Мосгордуме представитель управления ФАС по Москве заметил, в частности, что если все торги с лотами по 20-30 млн. будут проводиться исключительно для малого бизнеса, это отсечет от госзаказа других претендентов. Взамен он предложил разбивать лоты и привел пример: в прошлом году департамент здравоохранения Москвы разместил заказ стоимостью 350 млн. рублей на обслуживание медицинской техники по всей Москве. ФАС возбудил дело и в итоге предписал департаменту разбить этот заказ.

Представитель ФАС добавил также, что в столице сейчас действует множество ГУПов и ОАО со 100-процентной долей города, которые создаются в разных отраслях городского хозяйства. Именно эти крупные городские организации, полагает он, и побеждают, как правило, на торгах, проводимых в этих отраслях. «Нужно провести ревизию: часть этих хозяйственных субъектов создана необоснованно», – уверены в московской ФАС.

Сергей Зайцев возразил: по данным департамента конкурсной политики, большие городские организации получают на торгах лишь 10% горзаказа.

Председатель общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе предложил прописать в федеральном законе возможность для малого бизнеса создавать консорциумы для участия в торгах – таким образом, малые и средние предприятия получили бы больше возможностей для конкуренции с крупными. «Так бы мы решили проблему по участию малого бизнеса в программе капремонта: одни штукатурят, другие стены красят, третьи трубы кладут», – говорит Иоффе.

Впрочем, проблемы распределения госзаказа среди представителей малого бизнеса не ограничиваются размерами лотов на специальных торгах. Так, малые предприниматели не всегда достаточно подготовлены, чтобы правильно составить документы на конкурс. К тому же требования к документации на федеральном уровне установлены излишне жесткие – отказать в принятии документов могут чуть ли не из-за неправильно проставленной нумерации. В будущем году предполагается обучить этому непростому ремеслу 300-400 бизнесменов. Но главное – необходимо в ближайшее время внести изменения в федеральное законодательство. На этом сошлись все участники заседания в Мосгордуме.

Автор: Матвей Масальцев

Теги: госзаказ Игорь Протопопов Малый бизнес Мосгордума Сергей Зайцев

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru