Политики заговорили кризис

print
Печать

Источник: РБК - daily

Дата публикации: 17 Ноября 2008 г.

В Вашингтоне 14-15 ноября прошел антикризисный саммит глав государств «группы двадцати», на которые приходится 85% мирового ВВП. Нового Бреттон-Вудса пока не сложилось – с кризисом будут бороться преимущественно существующими инструментами на национальном уровне, но координируя друг с другом свои действия. Однако главным итогом саммита можно считать сам факт его проведения в формате G-20 и договоренность о том, что он станет лишь первым в череде подобных мероприятий. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о переходе от «большой восьмерки» к «большой двадцатке», в которой страны БРИК будут выступать наравне с Западом.

Когда идея саммита стран «двадцатки» только была выдвинута, предполагалось, что по его итогам будет реформирована мировая финансовая система, установленная Бреттон-Вудскими соглашениями в 1944 году. Однако за две недели до проведения G-20 стало понятно, что этого не произойдет – в таком духе высказывались глава МВФ Доминик Стросс-Кан, президент Франции Николя Саркози, президент США Джордж Буш и президент России Дмитрий Медведев, который перед самым открытием саммита призвал не связывать с ним «завышенные ожидания».

Итогом двухдневных переговоров стала совместная декларация G-20, где закреплены пять принципов реформирования мировых финансов. Это «улучшение прозрачности и подотчетности», «создание надежного регулирования», «продвижение целостности финансовых рынков», «укрепление международного сотрудничества», а также «реформирование международных финансовых институтов», в рамках которого предлагается увеличить объем их фондов, а развивающиеся страны должны получить в них большее представительство и право голоса. Кроме того, было решено на ближайший год воздержаться от протекционизма и введения новых торгово-инвестиционных барьеров. Развивающимся странам обещано улучшить их доступ к фондам и ликвидности, в том числе и через МВФ. Также лидеры «двадцатки» пообещали усилить регулирование рынка производных финансовых инструментов.

Эксперты отмечают, что декларация не так конкретна, как хотелось бы, но признают, что за один саммит разрешить кризис невозможно. «Мы только в начале экономического кризиса, а не в конце, поэтому говорить, что этот саммит состоялся и все будет решено, не стоит», – отметил РБК daily член совета по внешней политике Германии Александр Рар. С ним согласен и экономист Charles Stanley Эдвард Минэши: «Невозможно за выходные разрешить все проблемы и проработать все детали. Но общая договоренность об основных принципах оказалась вполне достижима». По мнению соруководителя аналитического департамента Deutsche Bank в России Ярослава Лисоволика, в течение ближайших полугода-года основные меры будут предприниматься в рамках старых институтов, структур и инструментов, таких как МВФ и Всемирный банк.

Что же касается согласованных на саммите действий по поддержке финансовых рынков через монетарную политику и реальной экономики через налогово-бюджетные меры, то здесь страны отказались от идеи глобальных регуляторов в какой бы то ни было форме. Такие меры будут приниматься «исходя из внутренних условий» каждой из стран.

Участники саммита G-20, включая Дмитрия Медведева, остались довольны его итогами. «Не могу сказать, что сегодня создан новый Бреттон-Вудс, но, безусловно, сделан первый шаг для создания такой системы», – заявил г-н Медведев, призвав при этом к созданию международной комиссии авторитетных экспертов, «финансовых гуру», которая бы выработала рекомендации по реформированию мировых рынков. «Подобные советы имеются при центробанках многих стран. Такой комитет мог бы работать со многими международными финансовыми организациями и, будучи необремененным политической составляющей, мог бы быть более гибким и оперативным при формулировании рекомендаций», – полагает Ярослав Лисоволик.

Контроль над реализацией принятых в Вашингтоне мер, а также разработкой новых решено заняться на следующем саммите G-20, который должен пройти до 30 апреля 2009 года (уже после инаугурации Барака Обамы). И этот факт эксперты полагают одним из важнейших долгосрочных итогов саммита. «Из “большой восьмерки» создается «большая двадцатка», я думаю, она будет полностью оформлена за время первого срока Барака Обамы. И в этой «двадцатке» страны БРИК, в том числе Россия и Китай, будут играть одну из ведущих ролей”, – полагает Александр Рар. Ярослав Лисоволик оценивает формирование нового форума, в котором развивающиеся страны будут играть большую роль, позитивно, однако не считает обязательным параллельное исчезновение «восьмерки». «Пока действенность и мандат “двадцатки» остаются под вопросом, их еще предстоит увидеть”, – заключил г-н Лисоволик.

Автор: Андрей Котов

Теги: G-20 большая восьмерка большая двадцатка Бреттон-Вудс БРИК Джордж Буш Дмитрий Медведев международные финансовые институты Николя Саркози

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru