Источник: Газета

Дата публикации: 23 Января 2008 г.

В текущем году должны произойти перемены в российском корпоративном законодательстве. Во всяком случае, принятая в 2006 году двухгодичная концепция была рассчитана именно на это. Как декларируется в концепции развития корпоративного законодательства, ее реализация должна обеспечить развитие механизмов защиты прав собственности, вывести на новый, более качественный уровень систему корпоративного управления, создать стройную и логичную систему организационно-правовых форм юридических лиц, а также устранить пробелы и противоречия в корпоративном законодательстве.

Однако практика показывает, что реализуется эта концепция гораздо медленнее, чем было задумано – с задержкой как минимум на год.

По плану, в первом и втором кварталах 2008 года ответственные исполнители (Минэкономразвития, ФСФР и Минфин России) должны подготовить и представить в правительство целый ряд законопроектов, направленных на совершенствование законодательного регулирования форм коммерческих и некоммерческих организаций. Предусмотрено формирование единой организационно-правовой формы акционерного общества, создание четких критериев публичных и непубличных акционерных обществ. Также должен быть создан исчерпывающий перечень организационных форм некоммерческих организаций. Кроме того, следуя этой концепции, в настоящее время должен находиться на заключительной стадии подготовки проект закона о публичных юридических лицах, целью которого является введение в российское законодательство категории юридического лица публичного права. Но все это пока остается планами – чтобы перейти к реализации финальной части программы, необходимо пройти все предварительные этапы.

В 2007 году для реализации концепции развития корпоративного законодательства предполагалось внесение ряда изменений в федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также в Гражданский, Уголовно-процессуальный кодексы и в Кодекс об административных правонарушениях. Все эти изменения призваны вывести систему корпоративного управления на новый качественный уровень и создать базу для осуществления запланированных на 2008 год мероприятий.

Предполагается совершенствование законодательства для определения способов защиты прав владельцев ценных бумаг в случае списания бумаг помимо воли владельца. Еще одна цель – стимулирование выплаты обществами дивидендов. Требуется также установить ответственность лиц, входящих в состав органов управления общества. Внесением изменений в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» запланировано установить четкие требования к правовой экспертизе отдельных документов и уточнить перечень оснований для отказа в регистрации.

Также к настоящему моменту уже должны быть разработаны новые концепции и законопроекты в области законодательного регулирования группы лиц. В планах значится исключение «презумпции невлияния» материнской компании, расширение перечня случаев, когда основное общество имеет право давать дочернему обществу обязательные указания, ограничение перекрестного владения акциями. Также намечено усовершенствование законодательства об аффилированных лицах и внесение изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения группы лиц.

Но из всех запланированных перемен реальное воплощение пока получили только те, которые были направлены в правительство еще в 2006 году. Они касаются прежде всего регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Все это позволяет сделать вывод, что пока совершенствование российского корпоративного законодательства идет медленно, а планов больше, чем реальных дел.

Но надежда на то, что прорыв в этом направлении произойдет в обозримом будущем, все же остается. Необходимость перемен диктует практика, и все чаще представители бизнес-сообщества заявляют об этом. Очевидно, что развитие корпоративного законодательства будет способствовать повышению конкурентоспособности и и

Автор: Евгений Мазин, Елена Мельникова

Теги: го защита прав собственности Корпоративное законодательство корпоративное управление Минфин Минэкономразвития общества с ограниченной ответственностью организационные формы публичные юридические лица ФСФР

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru