Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 3 Декабря 2007 г.
Правительство наделило Федеральное казначейство правом проведения валютных операций. Расширение функций казначейства необходимо правительству, для того чтобы создать возможность конвертации рублевых средств для резервного фонда («преемника» стабфонда) на открытом рынке. Банку России теперь станет проще уйти с валютного рынка и сосредоточиться на борьбе с инфляцией.
Согласно опубликованному в пятницу постановлению правительства, на Федеральное казначейство возлагаются «полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле», без ограничений”. Статья 5 этого закона устанавливает, что правом на валютные операции обладают Центробанк, правительство, а также специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. До сих пор такими уполномоченными были лишь три ведомства: МИД, Минобороны и Служба внешней разведки (СВР).
Появление в этом списке Федерального казначейства должно открыть возможность для реализации новой схемы конвертации рублей для стабфонда – на открытом рынке. Сейчас налоговые платежи, причитающиеся стабфонду, поступают в рублях на счета казначейства и затем конвертируются в валюту с зачислением на депозит в ЦБ «в обход» валютного рынка по официальному курсу.
Напомним, что в середине ноября вокруг этой проблемы разразилась неожиданная полемика. Зампред ЦБ Константин Корищенко и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявили, что банк готов закупать валюту для резервного фонда (который появится после раздела стабфонда на две части) на открытом рынке по рыночному курсу уже с 1 февраля 2008 года. Глава Минфина Алексей Кудрин заявил тогда, что это повысит прозрачность валютного рынка, однако отметил, что предложение ЦБ «требует дополнительного изучения». Резко против – незадолго до задержания правоохранительными органами – выступил заместитель господина Кудрина Сергей Сторчак. Он заявил, что выход на рынок со столь внушительными суммами может привести к непредсказуемым последствиям, и усомнился в том, что такой способ конвертации будет более прозрачным по сравнению с нынешним. По его мнению, при выходе на открытый рынок Минфин, ежемесячно конвертирующий более 100 млрд. руб. ($4 млрд.), будет слишком сильно влиять на него.
Судя по появлению постановления правительства, аргументы Сергея Сторчака услышаны не были. «Похоже, казначейству предоставлены новые полномочия для того, чтобы оно в зависимости от рыночной конъюнктуры и от договоренности с конкретными банками могло совершать конверсионные операции на рынке», – сказал Ъ директор института «Проект национального развития» Андрей Черепанов. По его мнению, решение о таком способе конвертации денег для резервного фонда – «непрофессиональное и коррупционное», поскольку позволит участникам процесса зарабатывать на инсайдерской информации.
Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов пояснил Ъ, что «правительство и ЦБ открывают возможность ухода от валютного таргетирования, с тем чтобы ЦБ мог сосредоточиться на инфляционном таргетировании». По его мнению, неуверенность Минфина в своевременности новации обусловлена тем, что казначейству придется создать необходимую инфраструктуру для торговли валютой, – на это нужны время и ресурсы, в том числе и человеческие.
По словам Алексея Моисеева из «Ренессанс Капитал», подобная схема была реализована в Казахстане. Александр Морозов из HSBC отмечает, что если новация будет внедрена, колебания курса рубля усилятся: «Минфин будет покупать валюту для резервного фонда, и когда спрос на нее высок – рубль будет слабеть сильнее, волатильность на рынке повысится».
Автор: Вадим Вислогузов, Максим Шишкин
Теги: Банк России валютное регулирование валютные операции Константин Корищенк МИД резервный фонд стабфонд Федеральное казначейство ЦБ ЦентробанкКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU