Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 16 Ноября 2007 г.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вводит новые требования к участникам регистраторского рынка. По словам главы ведомства Владимира Миловидова, это позволит выявить «не вполне добросовестных участников регистраторского бизнеса». Чиновники намерены ограничить участие регистраторов в корпоративных конфликтах и разделе собственности. Однако, по мнению участников рынка, меры ФСФР приведут лишь к укрупнению регистраторов.
О готовящихся изменениях в положении о лицензировании регистраторов вчера заявил глава ФСФР Владимир Миловидов. По словам главы ФСФР, среди регистраторов, которые выполняют «очень важную социальную функцию учета прав собственности», есть некоторые участники, которые «втягиваются в корпоративные конфликты и войны, и задача ФСФР – очищать финансовый рынок от такого рода организаций». Последняя громкая история с регистратором – конфликт PPF Investments и «Ингосстраха», в котором чешская сторона обвинила Межрегиональный регистраторский центр в незаконных действиях по сопровождению собрания акционеров страховщика.
Господин Миловидов отметил, что новые требования к регистраторам будут вводиться поэтапно. Так, повышение минимального размера собственного капитала введут в действие уже с 1 января 2008 года, с 30 млн. до 60 млн. руб. Кроме того, ФСФР намерена ужесточить требования к страхованию профессиональной ответственности регистраторов. «Сейчас эти составляющие – величина собственного капитала и объем страхования профессиональной ответственности никоим образом не связаны. Но собственный капитал необходим для удовлетворения претензий к регистратору, и страхование профответственности направлено на ту же цель. Именно поэтому мы и собираемся объединить эти составляющие», – пояснил Ъ господин Миловидов.
Кроме того, ФСФР намерена ввести требования по техническому оснащению регистраторов для защиты данных о клиентах и ускорения расчетов. Каждый регистратор должен будет наладить систему электронного взаимодействия с депозитариями, что по замыслу ФСФР позволит проводить операции по сбору и приему поручений более оперативно.
Участники рынка отмечают, что в настоящее время большинство регистраторов не использует систему электронного документооборота. «Сейчас большинство компаний работает по доэлектронной схеме: курьер, на которого оформлена доверенность, приезжает с бумажным документом, отдает его на обработку регистратору или депозитарию, а затем возвращает результат исполнения поручения клиенту», – говорит замгендиректора регистратора Р.О.С.Т. Татьяна Бурлакова. Как правило, в самом лучшем случае проведение такой операции занимало три часа. Массовый переход на электронную систему, по мнению госпожи Бурлаковой, сократит процесс учета и обработки документов до 15-20 минут.
Однако, по словам экспертов, установка такого оборудования затратна. «Для перехода на электронный документооборот необходимы адаптация специального программного обеспечения, переход на высокоскоростные каналы связи, введение систем защиты и распознавания электронной подписи», – отмечает гендиректор регистратора «Никойл» Максим Калинин. По его оценкам, приобретение аппаратуры потребует затрат до $100 тыс. «Для поддержания системы регистраторам придется либо привлекать сторонних IT-специалистов, либо повышать зарплату уже имеющимся сотрудникам. Очевидно, что бизнес небольших компаний в таком случае станет убыточным», – констатирует председатель совета директоров Объединенной депозитарной компании Александр Гордон.
То, что новые меры спровоцируют сокращение числа регистраторов, признают и в ФСФР. «Для небольших регистраторов или для тех, которые используются в различных схемах, никакие технические системы не нужны. Для них это будет лишняя трата средств. Поэтому в перспективе мы ожидаем укрупнения регистраторов и сокращения их числа», – резюмирует господин Миловидов.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU