ЦБ выйдет за госграницы

print
Печать

Источник: РБК - daily

Дата публикации: 24 Января 2007 г.

Весной этого года в правительство может быть внесен законопроект, призванный упорядочить надзор Банком России за деятельностью банковских холдингов. Об этом РБК daily сказал директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Законопроект направлен также на борьбу с отмыванием и выводом «грязных» денег за границу.

Банком России, Минфином и Минэкономразвития подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке России», который закрепляет основные положения надзора на консолидированной основе.

По словам Алексея Саватюгина, в настоящее время надзор за деятельностью банковских холдингов осуществляется на уровне подзаконных актов Банка России. «Законопроект, подготовленный при непосредственном участии Минфина, впервые вводит понятие «банковский холдинг» и упорядочивает надзор за деятельностью таких холдингов со стороны ЦБ», — пояснил Алексей Саватюгин. Пока же, по мнению директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексея Симановского, у ЦБ нет возможности «полноценно осуществлять консолидированный надзор с точки зрения международной практики».

По словам источника РБК daily в Минэкономразвития, первоначально ЦБ предлагал предоставить ему возможность осуществлять надзор за всеми юрлицами, входящими в банковский холдинг, даже за теми, которые не являются кредитными учреждениями. Но, по настоянию Минэкономразвития, эту формулировку изменили, оставив за ЦБ право контролировать только кредитные учреждения, входящие в банковский холдинг.

В случае принятия этого законопроекта участникам холдинга придется представлять «материнской» компании, в том числе расположенной за границей, все сведения об операциях клиентов и корреспондентов. Сейчас это не требуется. Некоторые клиенты используют эту лазейку в законе для защиты своих активов, открывая счет в «оффшорном филиале» известного банка и понимая, что филиал не должен предоставлять эту информацию головной компании и надзорным органам РФ.

Помимо этого закон закрепит право Банка России запрашивать у надзорных органов иностранных государств информацию, полученную ими от участников банковских холдингов.

Однако, по мнению консультанта юридической фирмы Roche & Duffay Сергея Будылина, этот законопроект полностью не сможет помешать желающим прятать свои активы. «Чтобы предотвратить передачу информации из филиала в головной офис, можно открывать счета в банках, не являющихся чьими-либо филиалами или «дочками», — сказал Сергей Будылин. — Либо открывать счета в юрисдикциях, которые не допускают подобной передачи информации, например, в Лихтенштейне. Разумеется, следует понимать, что эта защита не абсолютна, так как местный суд в любом случае может предписать банку раскрыть данную информацию, по предусмотренным местными законами или международными соглашениями основаниям».

По словам Сергея Будылина, абсолютно во всех странах таким основанием считается уголовное дело об отмывании денег, возбужденное в отношении клиента банка, зато неуплата налогов не является в ряде стран поводом для снятия банковской тайны.

Автор: Игорь Пылаев

Теги: Алексей Саватюгин Банк России банковские холдинги банковское регулирование грязные деньги консолидированная основа Минфин Минэкономразвития надзор за деятельностью Центральный Банк

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru