Источник: РБК - daily
Дата публикации: 13 Ноября 2006 г.
Как стало известно РБК daily, депутат Госдумы Валерий Зубов подготовил законопроект, предусматривающий создание единого федерального органа регулирования финансовых рынков. Проектом предусмотрено, что создаваемый мегарегулятор будет осуществлять контроль за любой деятельностью по оказанию финансовых услуг банками, страховщиками, управляющими компаниями, факторинговыми, лизинговыми и другими организациями. Законопроект уже направлен на согласование в правительство.
По словам Валерия Зубова, единый федеральный орган может быть создан в виде саморегулируемой организации (СРО) особого типа – с участием государства и участников рынка. «Поскольку сейчас саморегулируемых организаций подобного рода нет, придется вносить изменения в законы», – пояснил РБК daily г-н Зубов. Представители надзорных органов, осуществляющих в настоящее время контроль за деятельностью банков, страховщиков и управляющих компаний, оценили идею создания мегарегулятора в целом положительно, но считают ее преждевременной.
Своими надзорными полномочиями делиться никто не хочет. «Я не ставлю под сомнение, что однажды в России появится единый регулирующий орган, – говорит зампред Банка России Геннадий Меликьян. – Сейчас это делать нецелесообразно, поскольку наш надзорный блок довольно неплохо справляется со своими задачами, – это признают даже банки. Будет неправильно, если это сломать, передав надзорные функции мегарегулятору». При этом г-н Меликьян отметил, что создание СРО для регулирования банковской деятельности в настоящее время совершенно неприемлемо, поскольку «такого нет нигде в мире». С ним согласен и зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков: «Вряд ли правительство согласится вывести мегарегулятор из структуры исполнительной власти».
При этом Анатолий Аксаков в целом скептически относится к законопроекту: «Мегарегулятор в России может появиться не ранее чем через 3-5 лет». Он пояснил, что после законопроекта депутатам придется унифицировать законодательную базу, поскольку банковское законодательство создавалось под влиянием континентального права, а законы о рынке ценных бумаг – на основе англосаксонского права. Без унификации нормативной базы регулятор не сможет эффективно работать.
В Минфине категорически не согласны с независимым статусом организации. «Цели, которые преследует этот законопроект, благие, но вряд ли этот закон будет поддержан, – заявил РБК daily директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. – Опыт развитых стран показывает, что регулятор, выведенный из системы исполнительной власти, работает не особо эффективно. Более жизнеспособным является вариант, когда мегарегулятор подотчетен Минфину, как это происходит, например, в Германии, Франции и Японии».
Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев заявил РБК daily, что «сама идея создания единого регулятора финансового рынка хорошая. Единый регулятор, несомненно, повышает качество надзора за участниками финансового рынка. Но если это у нас будет просто очередная рокировка кадров и полномочий, то это бессмысленная затея».
Законопроект «О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках» предполагает создание единого федерального органа регулирования финансовых рынков. Мегарегулятор создается и финансируется на паритетных началах государством и профессиональными участниками рынка. Он будет подотчетен Госдуме, профучастникам рынка, а также сообществу потребителей финансовых услуг. Планируется, что новый орган будет единственным регулятором на рынках страхования, ценных бумаг, услуг по коллективному инвестированию средств, а также лизинговых и факторинговых услуг и будет осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности банков.
Автор: Игорь Пылаев, Юрий Нехайчук
Теги: А Банк России банковская деятельность банковский комитет Госдумы Валерий Зубов Геннадий Меликьян единый федеральный орган надзорные органы оказание финансовых услуг регулирования финансовых рынковКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU