Источник: РБК - daily
Дата публикации: 12 Октября 2006 г.
Вчера депутат Александр Лебедев внес в Госдуму законопроект, который вводит запрет на профессию сроком до десяти лет за отмывание денег. При этом г-н Лебедев считает, что поскольку преднамеренное банкротство банка или отмывание денег доказать порой трудно, нечистоплотных банкиров нужно поражать в правах без решения суда. Правда, эту идею в поправки к законам Александр Лебедев не внес. Банкиры в принципе согласны с предложениями депутата, однако не исключают роста числа зиц-председателей в российских банках.
В настоящее время за незначительные просчеты банкиры могут отделаться штрафом, за серьезные же нарушения им грозит тюремный срок до восьми лет. Запрет на профессию за отмывание средств российским законодательством не предусмотрен. По мнению Александра Лебедева, это неправильно: «Менеджеры, разорившие банк или занимающиеся другими незаконными операциями, не должны длительное время, а может быть, и пожизненно, работать в банковской системе». Александр Лебедев говорит, что ему известны случаи, когда некоторые банкиры сумели поработать в двух и более проблемных банках. По всей видимости, он имел в виду руководителя ликвидированного Мосбизнесбанка и лишенного лицензии Внешагробанка Виктора Букато.
Предложенные Александром Лебедевым поправки в ст. 174 УК предусматривают, что участвующим в отмывании денег лицам грозит лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до десяти лет.
Применять такие меры к банкирам, по мнению Александра Лебедева, необходимо потому, что легализация денежных средств невозможна без участия топ-менеджеров банков, которые зачастую уходят от ответственности и продолжают занимать высокие должности в других кредитных организациях. «Речь идет, в том числе, о главных бухгалтерах и главных аудиторах, – пояснил РБК daily Александр Лебедев. – На мой взгляд, в черном списке ЦБ должно быть не 35 банков, а гораздо больше. Сегодня затраты на содержание банка в среднем составляют 5 млн. долл. в год. Чтобы выжить при нынешней марже на чисто банковских операциях в несколько процентов, банк должен располагать активами не менее 100 млн. долл. В эту категорию попадают максимум 400 банков. Получается, остальные 800 банков живут за счет доходов иного рода. Например тех, что поступают от обслуживания серого импорта, игорного бизнеса».
Председатель комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник сказал РБК daily, что он согласен с введением запрета на профессию в отношении конкретного должностного лица, но только по решению суда. «По суду – хоть пожизненно. Без суда и следствия делать это неразумно», – добавил он. По мнению замначальника аналитического департамента АРБ Елены Головиной, запрет на профессию ничего не даст. «Банком может руководить зиц-председатель. Какой смысл в этом случае устанавливать запреты, если на смену одного номинального руководителя придет другой? – удивляется Елена Головина. – Более действенная мера – открыть для банкиров милицейскую базу утерянных паспортов. Так мы уберем с рынка до 70% фирм-однодневок».
По мнению эксперта Газпромбанка Михаила Зака, если поправки будут приняты, то это позитивно отразится на рынке. «Десятилетний запрет на профессию – очень жесткое наказание, и, безусловно, будет ударом по репутации, – говорит Михаил Зак. – С другой стороны, даже тот, кто получит запрет на профессию, без труда обойдет это ограничение. Он может стать внештатным сотрудником банка, например консультантом, а на деле оставаться теневым владельцем или руководителем банка».
«На Западе ограничения на профессию работают давно, – считает аналитик банка «Траст» Алексей Демкин. – Там срок отлучения зависит от тяжести преступления».
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU