«Контроль» – как много в этом звуке…

print
Печать

Источник: Новые системы финансового учета

Дата публикации: 17 Января 2006 г.

Мы много говорим о том,  как непросто российским специалистам составлять финансовую отчетность по МСФО/IFRS. Но есть и другая не менее сложная проблема – контроль качества отчетности, – которая актуальна не только для России. Особенно показательны примеры таких гигантов как Enron, WorldСom, Parmalat, искажение финансовой отчетности которых  достигло невиданных размеров. Как известно, за океаном быстро отреагировали на финансовый скандал и приняли закон Сарбейнс-Оксли, ужесточивший контроль за финансовой отчетностью. В том же направлении движутся и европейские страны, которые  намерены внести существенные изменения в Восьмую  Директиву ЕС по корпоративному праву. Не обошли новые веяния стороной  и Россию. Фонд НСФО разработал Концепцию системы обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности в РФ, которая выносится на обсуждение профессионального сообщества.

 Enron – седьмая компания США по объему выручки – «превращала» свои долги в доходы, необоснованно завысив прибыль на 580 млн долл.  После того, как в 2001 г. нарушения вскрылись, компания потерпела банкротство,  а ее акции резко упали в цене (с 80 до 1 доллара). В результате пострадали не только инвесторы, но и сотрудники Enron, оставшиеся без работы и пенсионных накоплений.

В июле 2002 г. в США заявление о банкротстве подал WorldСom – одна из крупнейших телекоммуникационных компаний. По оценке, сделанной в конце 2003 г., приписки активов в финансовой отчетности составляли около 12 млрд  долларов.

В декабре 2003 г. началось банкротство итальянского Parmalat после того, как стало известно об отражении в активах компании несуществующего банковского счета на сумму 3,9 млрд  долл.

Что же заставило российских специалистов последовать примеру зарубежных партнеров? Только ли опасение повторения финансовых скандалов? Пожалуй, нет. В новейшей истории российских реформ драматических  событий хоть отбавляй. Конечно, не хочется вновь и вновь наступать на одни и те же грабли. Но все же есть более существенные обстоятельства, заставляющие всерьез задуматься о контроле за финансовой отчетностью.

Об этом говорили участники «круглого стола», посвященного системе обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности (далее – ОИСФО).  Наиболее развернутую картину проблем российской отчетности представил заместитель председателя Правления НСФО Михаил Киселев, который возглавлял работу над Концепцией ОИСФО. По его словам, в России отсутствуют как органы, контролирующие качество финансовой отчетности, так и действенная система санкций за бухгалтерские нарушения.

В России имеются  отдельные элементы системы ОИСФО:

  • ответственность подписывающих отчетность лиц за ее достоверность,
  • ревизионные комиссии в юридических лицах,
  • полномочия государственных органов по проверке финансовой отчетности и отдельные санкции за нарушения в сфере отчетности.

Однако многих ключевых элементов системы ОИСФО в российском законодательстве и практике нет. Это, в частности,  репутационные санкции, комитеты по аудиту, надзор за финансовой отчетностью и аудиторской профессией. Внутренний контроль в законодательстве упоминается только применительно к кредитным организациям и к узкой области противодействия легализации (отмыванию) доходов. Нарушения российских стандартов финансовой отчетности (положений по бухгалтерскому учету) носят массовый характер. Система ОИСФО фактически не функционирует.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что без внимания отчетность не оставлена. Только проверяют ее совсем «не там и не те». По сложившейся традиции работа компаний оценивается в зависимости от полноты уплаты налогов. Поэтому бухгалтерская отчетность  представляется в налоговые органы, которые делают выводы о ее качестве. Например, налоговых инспекторов в первую очередь интересует правильность учета основных средств, п

Теги: IFRS контроль качества отчетности МинФин МСФО Сарбейнс-Оксли

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru