«Бухгалтеров и аудиторов ждут большие перемены»

print
Печать

Источник: Газета "Учет.Налоги.Право"

Дата публикации: 12 Сентября 2005 г.

Уже не за горами принятие закона, который обяжет отдельные компании сдавать консолидированную отчетность по международным стандартам. Аудиторов помимо этого ожидает еще и замена лицензирования на обязательное членство в саморегулируемых объединениях. Когда будут введены МСФО (IFRS) для консолидированной отчетности? Упразднят ли после этого российские правила бухучета? Какие требования к саморегулируемым объединениям будет отстаивать Минфин?

- Леонид Зиновьевич, План по реализации Концепции развития бухучета* предполагал, что в 2004 году Госдума примет закон о консолидированной отчетности. Он должен был обязать крупнейшие компании перейти на МСФО начиная с отчетности за 2005 год. Однако закон принят не был. Изменятся ли в этой связи сроки обязательного перевода консолидированной отчетности на МСФО?
 
 – При любой дате вступления закона в силу организации будут иметь достаточно времени, чтобы осознать свою новую обязанность и ознакомиться с МСФО. Могу вас заверить, что закон будет предусматривать разумный механизм введения в действие консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.
 
 – Законопроект обязывает головные организации холдингов готовить отчетности не только по МСФО, но и по российским стандартам. А если вспомнить о налоговом учете, то становится понятно, почему бухгалтеры не встречают МСФО с энтузиазмом. Планируется ли в будущем освободить составителей консолидированной отчетности от обязанности вести «российский» бухучет?
 
 – Разговоры о том, что законопроект обязывает составлять отчетность по МСФО и тем самым прибавляет к существующим «учетам» еще какой-то учет, – это игра, причем довольно нечестная. Она рассчитана на людей, которые не очень хорошо представляют процесс ведения учета и составления бухгалтерской отчетности. Ведь что есть учетный процесс? Это процесс создания информационной базы, из которой можно почерпнуть разнообразную информацию для самых разных видов отчетности: для надзорной, налоговой, консолидированной, статистической… Есть много организаций, которые в дополнение к официальной отчетности составляют отчетность по правилам, принятым внутри холдинга. И никто из них не жалуется на трудозатраты.
 
 – Но ведь составление каждого нового вида отчетности, пусть даже из имеющихся в информационной базе данных, – это тоже работа.
 
 – Те организации, на которые будет распространяться закон, должны составлять одну консолидированную финансовую отчетность – по МСФО. Государство не будет требовать от них составлять такую же отчетность еще и по российским правилам. Однако составление консолидированной отчетности не освобождает юридическое лицо от подготовки индивидуальной отчетности. Пока она по-прежнему будет составляться по российским правилам. При этом задача Минфина заключается в том, чтобы уменьшить сложность перехода от индивидуальной отчетности к консолидированной, облегчив тем самым труд бухгалтера.- В Концепции упомянута разработка упрощенных процедур учета для отдельных категорий предприятий. Выработаны ли критерии, позволяющие определить, кто сможет применять упрощенные правила?
 
 – Занимаясь этой проблематикой, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности сосредоточился не на определении размера предприятия, а на вопросе: является ли организация публичной? С нашей точки зрения, такой подход весьма разумен. Согласитесь, публичная компания должна предоставлять информацию заинтересованным пользователям независимо от своих размеров. Вряд ли для небольших организаций, к которым привлечено внимание пользователей отчетности, стоит вводить упрощенные процедуры. Если мы это сделаем, то тем самым перенесем затраты по подготовке информации с компании на пользователя. А поль

Теги: CPO IFRS аморегулируемым объединениям закон об аудиторской деятельности МСФО Шнейдман

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru