Интервью с Николем Цехомским – вице-президентом по финансам компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

print
Печать

Источник: Двойная запись

Дата публикации: 3 Марта 2005 г.

Николай Цехомский: «Крупные телекоммуникационные компании создавались как абсолютно новый бизнес, у которого нет никаких скелетов в шкафах»

Телекоммуникации – сфера загадочная и неизведанная. О финансовых особенностях деятельности крупной телекоммуникационной компании рассказывает Николай Цехомский, вице-президент по финансам компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

- Николай, чем занимается главный по финансам человек в такой компании, как МТС?

- Круг задач финансового директора примерно на 80 процентов схож в различных компаниях вне зависимости от индустрии. Прежде всего это вопросы, связанные с учетом, отчетностью, как внешней, так и внутренней. В отношении внешней отчетности это то, что можно охарактеризовать словом compliance – соответствие требованиям законодательства и регулирующих органов. Причем в случае с МТС – как российских, так и американских, поскольку акции компании котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Внутренний или управленческий учет является важнейшим инструментом для эффективного управления и контроля деятельности предприятия. Управленческий учет компании напрямую связан с планированием и анализом деятельности, которые также являются ответственностью руководителя финансового блока.

Помимо учета и планирования вице-президент по финансам отвечает за управление движением и остатками денежных средств группы компаний, оптимизацию процесса закупок, контроль внедрения ERP-системы. Есть и специфические функции, присущие исключительно телекоммуникационной индустрии. Телекоммуникации от прочих отраслей отличает то, что финансисты должны доверять данным некоего «черного ящика», то есть биллинговой системе. У нас невозможно пощупать товар, понять, сколько штук мы произвели и кому отправили. Наша услуга измеряется вот этим «черным ящиком». Контроль за процессами, в нем происходящими – правильно ли произведена тарификация, в полном ли объеме, ничего ли мы не потеряли, нет ли утечки доходов, – тоже одна из задач финансовой службы.

Помимо этого есть еще макро-задачи. Это стратегия финансового развития компании, вопросы слияния в случае покупки новых компаний, интеграции их в холдинг, развитие бизнеса.

- А как построена финансовая служба в МТС? Кому подчиняется? Сколько сотрудников в ней работает?

- Все финансовые службы в холдинге непосредственно подчиняются вертикально вице-президенту по финансам. Вообще, организация финансового блока такова. Есть 10 макрорегионов1, в каждом есть финансовый директор, который линейно подчиняется корпоративному центру, а все финансисты в регионах подчиняются финансовому директору макрорегиона. Самая массовая профессия у нас в финансовой службе – кассиры, около трети всех финансовых работников, а это порядка 1500 человек по всей стране (всего в компании работает более 20 тысяч человек).

Бухгалтерия присутствует как в регионах, так и в макрорегионах, и в корпоративном центре. Некоторые департаменты, например отдел корпоративной отчетности, который занимается учетом и отчетностью в соответствии с US GAAP, существуют только в корпоративном центре и в макрорегионах.

- То есть это не бухгалтерия?

- Нет. Это надстройка над бухгалтерией. У нас в компании действует принцип единичного ввода данных, этим занимается как раз бухгалтерия. Данные вводятся единожды и потом уже используются соответствующими подразделениями, чтобы создать отчетность в соответствии с теми или иными требованиями. Отдел корпоративной отчетности, используя данные бухгалтерии, занимается их консолидацией сначала на уровне макрорегионов, а потом уже в корпоративном центре. Таким образом, учет состоит из двух частей: по российским стандартам и корпоративный – управленческая отчетность и US GAAP.

- Итак, кассиры, бухгалтерия, отдел корпоративной отчетности; далее?

- Есть департамент планирования и анализа. Эти люди занимаются бюджетированием и<

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru