IPO для больших и маленьких

print
Печать

Источник: Финанс

Дата публикации: 22 Января 2005 г.

Тенденция. В 2004 году IPO провело столько российских компаний, сколько за предыдущие восемь лет. На самом деле не все так радужно: речь идет лишь о пяти размещениях. В наступившем году их должно стать больше.


Резкое увеличение количества IPO связывают с тем, что российские компании и сам рынок доросли до нового этапа развития. Несмотря на то что число размещений в 2004 году было раза в два меньше прогнозируемого (например, аналитики МДМ-банка говорили о десяти возможных IPO), их количество все же возросло: четыре IPO на российском рынке и одно на Нью-Йоркской фондовой бирже по сравнению с одним размещением в 2003 году холдинга «Аптечная сеть 36,6». Многие российские компании уже сейчас готовы к предложению своих акций на бирже (см. «Ф.» № 23 от 14.06.04). Компания Ernst & Young прогнозирует, что еще три-четыре удачных IPO и на рынке возникнет цепная реакция.
Несмотря на то что такая прозрачная компания, как «Юкос», была практически уничтожена властями, другие российские компании и сегодня стремятся открыться перед инвестором и привлечь его внимание. В том числе к своим акциям. Это происходит по двум причинам. Во-первых, с ростом учетной ставки в США увеличивается стоимость заимствований за рубежом. И если до сих пор компании отказывались от проведения IPO, например, в пользу выпуска облигаций, то теперь все меняется. Во-вторых, в следующую пятилетку никто не ожидает таких темпов роста стоимости компаний, как после августа 1998 года. Следовательно, их владельцы начнут более охотно расставаться со своими акциями.

Наиболее положительная тенденция IPO-2004 заключается в том, что все компании, выходившие на российский рынок со своими акциями, предлагали инвесторам большие пакеты (самый маленький объем был у концерна «Калина», разместившего в конце апреля 33% акций примерно за $62 млн). То есть новые акции сразу становились ликвидными — биржевые сделки с ними проходят практически каждый день. Для сравнения, IPO прошлых лет: объем размещения РБК в 2002 году составил всего $13,3 млн, «Аптечной сети 36,6» в 2003-м — $14,4 млн, а торгов по акциям последней не проводилось в течение полугода. «Компании, ранее выходившие на публичный рынок, не достигали размеров, позволяющих проводить эффективные размещения, — говорит Игорь Потапенко из консалтинговой компании TRC. — А сейчас развитию бизнеса и привлечению инвестиций способствует устойчивая макроэкономическая ситуация».

При анализе прошедших IPO (см. таблицу) можно заметить, что все эти компании не принадлежат к нефтегазовому или сырьевому секторам. Здесь Россия несколько отличается от остального мира. По данным компании Ernst & Young, в 2003 году 17% всех мировых IPO было проведено компаниями энергетического и сырьевого секторов. Сырьевые компании с активами в России, готовые провести IPO, до сих пор специально регистрировались за рубежом и предпочитали размещать свои акции в секции альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Такую схему использовали в основном золотопромышленные компании, которые, несмотря на иностранные названия и регистрацию, ведут добычу только в России. Например, Peter Hambro Mining, чей основной актив — 97,7% акций ОАО «Покровский рудник», или Highland Gold Mining — вторая после «Норильского никеля» компания по запасам золота, все месторождения которой находятся в России.

Самая свежая тенденция IPO-2004 связана с первичным размещением акций девелопера «Открытые инвестиции». В России свои акции начинают предлагать компании, которые уже с момента своего создания целенаправленно проводят подготовительные для IPO процедуры: готовят отчетность по МСФО, проводят аудит «первой четверкой», работают над прозрачностью организационной структуры. «Открытые инвестиции» с самого начала планировались как прозрачная и публичная структура", — заявили «Ф.» в руководстве компании. Эта тенденция тесно связана с другой — постепенное превращение российских финансово-промышленных групп в фонды прямых ин

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru