Российские компании стали полупрозрачными

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 14 Октября 2004 г.

Вчера агентство Standard & Poor`s опубликовало очередное исследование прозрачности российских компаний, выявившее у них заметный прогресс в этом направлении. Тем не менее до западных образцов отечественному бизнесу еще очень далеко.

Вчера служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor`s (S&P) представила исследование информационной прозрачности российских компаний в 2004 году. Исследование проводилось при поддержке ММВБ. Теоретически оно может иметь практическое значение для инвесторов и эмитентов. Во всяком случае, согласно исследованию компании McKinsey, проведенному в 2002 году, инвесторы готовы платить больше за акции прозрачных компаний. И хотя размер дополнительной премии колеблется в зависимости от страны, он всегда заметен: от 10-15% в США и Западной Европе до 40% в России.

В исследовании S&P участвовали 60 крупнейших публичных российских компаний и банков по выборке агентства. Критериями выбора являлись, в частности, капитализация, ликвидность ценных бумаг эмитентов – как акций, так и облигаций, а также их присутствие в котировальных листах ММВБ уровня А1 и А2.

По словам специалистов S&P, прозрачность российских компаний оценивалась с точки зрения рационального западного инвестора, то есть компаниям желательно было предоставлять легкодоступную информацию на английском языке. Доступной считалась информация, размещенная на корпоративных сайтах, годовые отчеты и отчетность, представляемая в регулирующие органы. Для оценки прозрачности использовалось 89 критериев, разделенных на три блока: структура собственности и отношения с акционерами, раскрытие информации о финансовой и операционной деятельности, информация об операционной деятельности и нефинансовая информация.

Тройка лидеров по сравнению с прошлым годом не изменилась, хотя компании поменяли свои места. Так, с 3-го на 1-е место перешел «Ростелеком». Его общий балл составил 85%. Прошлогодний лидер «Вимм-Билль-Данн» опустился на ступень ниже с общим баллом 83%. Со 2-го на 3-е место переместилась компания «Мобильные телесистемы». По словам директора службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлии Кочетыговой, значительных изменений в их прозрачности не произошло, а смена лидера стала следствием корректировки методики расчета.

Многие компании очень скупо раскрывают информацию по крупным акционерам (за исключением государства). При этом в ряде случаев уровень раскрытия информации резко снизился, как, например, в случае с ЮКОСом. Эта компания в новом исследовании скатилась с 11-го на 44-е место, а между тем еще в 2002 году ЮКОС входил в тройку лидеров. Как объясняют в агентстве, это произошло в том числе из-за того, что компания своевременно не опубликовала финансовую отчетность за 2003 год по GAAP. Снижение позиций «Татнефти» (с 22-го на 48-е место) произошло по аналогичной причине. «Иркутскэнерго» переместилось с 25-го на 46-е место в связи с непредоставлением годового отчета на английском языке.

Исследование продемонстрировало, что в целом прозрачность российских компаний заметно увеличилась. Всего в 2004 году по сравнению с прошлым годом свою прозрачность увеличили 36 компаний в среднем на 10%, в 6 компаниях прозрачность снизилась в среднем на 9%. Если в 2002 году индекс транспарентности составлял 34%, а в прошлом году 40%, то в этом году – уже 46%. Улучшение произошло за счет увеличения объема информации на английском языке и размещения большего объема информации на корпоративных сайтах. Тем не менее рост индекса пока не привел к приближению прозрачности российских компаний к мировому уровню. Например, аналогичный индекс, рассчитанный S&P в 2003 году для Великобритании, составил 71%. Хотя справедливости ради нельзя не отметить, что в этой стране английский язык более распространен, чем в России.

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru