Источник: Профиль

Дата публикации: 31 Мая 2004 г.

Ничто так не вредит рынку капитала, как скандалы с отчетностью. При умелой раскрутке темы непоправимый урон может быть нанесен и имиджу страны в целом со всеми вытекающими последствиями для национального бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы скандал с деньгами российских «клайдов», обнаруженными ФБР в BoNY, или скандал с отчетностью Enron, после которого, подумать страшно, рейтинговое агентство IBCA чуть не снизило кредитный рейтинг США.
С Россией же, случись что, церемониться вообще не будут. Ибо уже случалось, и не раз. Событийный ряд такой: 1800 частных фантиковых «пирамид» и одна государственная, ГКО-образная, постоянные «кидания» зарубежных миноритарных акционеров, de-facto возведенные в ранг национального российского вида спорта, неизвестно куда исчезнувшие с деньгами американских кредиторов шесть комбанков из первой десятки российского листинга etc.
Именно поэтому мировое бизнес-сообщество выдвигает к России и нашему бизнесу достаточно жесткие требования по повышению прозрачности балансов и цивилизации отчетности. Прежде всего это касается ускоренного (относительно ЕС) перехода российских фирм на МСФО. Да нам и самим это надо. Достаточно посмотреть на динамику привлечения иностранных инвестиций в экономику России, чтобы понять: процесс, мягко говоря, стагнирует и его планируемая и желательная интенсификация не в последнюю очередь зависит от степени прозрачности наших компаний.
Правительство РФ в январе 2003 года уже одобрило план по переходу предприятий на МСФО. До конца июня должен быть подготовлен законопроект о консолидированной отчетности (для холдингов и групп компаний) — правительство планирует ввести его в действие с 2004 года.
Но несмотря на то, что все детали этого процесса еще законодательно не оформлены, применение МСФО уже перешло из области теоретических рассуждений в практическую сферу. Около 300 предприятий, в первую очередь наиболее крупных (среди них «Газпром», ЮКОС, РАО ЕЭС, «ЛУКойл» и т.д.), уже используют международные стандарты. С 2004 года ими же будут пользоваться и коммерческие банки, причем в обязательном порядке.
Заметим, что в Евросоюзе с 2005 года только 7 тыс. предприятий (то есть все открытые АО) в обязательном порядке перейдут на МСФО, а бухгалтерская отчетность свыше 20 млн. организаций будет продолжать формироваться по национальным правилам.
Пойдем по этапу

Между тем в России все еще не утихают баталии, прения и трения по этой проблеме. То есть все признают, что так или иначе без МСФО в современных условиях не обойтись. Вопрос заключается в сроках перехода, критериях отбора тех предприятий, которые должны будут применять международные стандарты, в сосуществовании национальных и международных стандартов. А также в том, кто будет следить за их введением, разработкой и т.д. И здесь, как и обычно, у нас схлестнулись интересы ведомств. Минфин, Минэкономразвития, ФКЦБ имеют свою точку зрения на эти вопросы. Олигархи в лице РСПП тоже уже определили свои позиции, кстати, практически во многом совпавшие с точкой зрения Минэкономразвития.
МЭРТ и ФКЦБ выступают за поэтапное внедрение МСФО. При этом промежуточные этапы перехода предприятий на МСФО не должны превышать 2—3 лет. В частности, с 2004 года международные стандарты предлагается ввести для банков, а также тех акционерных обществ, акции которых котируются на фондовых рынках. Затем с 2006 года — публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, а также государственные унитарные предприятия, с 2010 года — компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, которые составляют отчетность по US GAAP. Для малого бизнеса вообще рекомендуется оставить только налоговую отчетность.
Крупный бизнес в лице РСПП предлагает в ближайшее время создать, как и в большинстве стран мира, саморегулируемую Национальную организацию по финансовому учету и отчетности. Ее задача заключается как раз в реализации концепции поэтапного перехода российских предприятий М

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru