Вечная тюрьма
Компания: ЮНИТИ, кадровый центр
Дата публикации: 31 Мая 2010
Две судимости за хакерство Владимир заработал практически в тинейджерском возрасте. В 19 лет взялся за ум и стал искать работу. За восемь лет, прошедших с тех пор, устроиться в крупную компанию ему удалось лишь однажды, и то ненадолго. По словам Владимира, в «Норильский никель» срочно требовался администратор структурированной кабельной сети. Квалификация молодого человека соответствовала вакансии, и его пригласили в компанию на испытательный срок. «В анкете факт судимости я указывать не стал, – признается Владимир. – Но через месяц меня пригласили в службу безопасности и сказали, что, »несмотря на то что вы квалифицированный, ценный специалист, держать в штате компании человека с судимостью мы не можем«. Из компании Владимир уволился без претензий, полагая, что быстро найдет другое место.
Но все попытки были тщетны. В Газпромбанке отказали через три дня после успешного собеседования, прямо заявив, что судимых не берут. История повторилась и в »Альттелекоме«. В компанию »Транснефть« Владимира не взяли даже водителем.
»Факты наличия судимостей, безусловно, учитываются при приеме на работу в компанию, но не являются определяющими, – прокомментировали историю в пресс-службе ГМК «Норильский никель». – Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, и окончательное решение о трудоустройстве кандидата зависит от должности, на которую он претендует, его профессиональных и личных качеств, а также степени востребованности на рынке труда«.
Отсидеть и поучиться
»Действительно, человеку с судимостью устроиться на работу невероятно сложно, – говорит Александра Волгина, директор петербургского фонда по защите ВИЧ-положительных граждан. – И в наихудшем положении оказались женщины. Мужчина может наняться заниматься тяжелым неквалифицированным трудом. А женщины традиционно шли работать в торговлю. Но сейчас все небольшие торговые точки в Петербурге принадлежат диаспорам, куда принимают на работу только своих, а ритейлеры, подобно банкам, обзавелись службами безопасности и проверяют всех кандидатов по базам данных«.
Волгина видит выход только в получении такими людьми дополнительного образования. Компьютерная грамотность и знание оргтехники позволяют устроиться офис-менеджерами в небольшие компании, которые своих сотрудников столь пристально не изучают.
Ульяна Смольская, представитель »Евросети«, утверждает, что для ее компании наличие судимости не является определяющим при приеме на работу. »Но, конечно, все материально ответственные лица проверяются«, – признает она.
Разборчивая автомойка
Евгений понимал, что с судимостью устроиться в крупную компанию ему не удастся, но, когда в приеме на работу ему отказали даже на автомойке, удивился и попросил письменный отказ. »Хотел подать на них в суд за дискриминацию«, – поясняет Евгений. Но в отделе кадров отказали ему и в этом.
Павел Чиков, председатель межрегиональной правозащитной организации »Агора«, призывает не драматизировать ситуацию: в стране около 10-15 млн ранее судимых. И в основном это люди экономически активного возраста, которые ежедневно такие вопросы решают, рассуждает эксперт. Чиков полагает, что указывать в анкете ранее имевшуюся и погашенную судимость не стоит. А доступ к базам данных есть только у очень крупных компаний.
»Теоретически у такого дела есть и судебная перспектива, – говорит Чиков. – Если человеку отказали в приеме на работу, то можно выяснить, кто был впоследствии принят на эту вакансию, оценить в судебном порядке уровень квалификации обоих кандидатов, и в этом случае суд может вынести решение, что реального повода для отказа в приеме на работу не было«. Но подобные прецеденты адвокату неизвестны.
Хулиган навсегда
»Не важно, что судимость давно погашена, сам ее факт часто не позволяет устроиться на достойную работу, – признает проблему Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра ЮНИТИ. – После проверки службой безопасности кандидаты с судимостью не пройдут с вероятностью 99%«.
Был случай, когда кандидат проходил собеседование на вакансию »руководитель отдела логистики« в иностранную компанию, рассказывает Анисцына: по итогам трех этапов ему хотели сделать предложение, но перед этим решили проверить его в службе безопасности. Итог – отказ, так как в 17 лет у кандидата была судимость за хулиганство, и это несмотря на то, что на момент проверки ему было уже за 40.
»Все зависит от человека и его желания работать«, – убежден Сергей, в 20 лет отсидевший год за хулиганство. Он уверяет, что за 10 лет, прошедших с того времени, ни разу не сталкивался с проблемами при поиске работы.Но при трудоустройстве предпочитает факт погашенной судимости не афишировать. »Я понимаю, что если соберусь идти работать в банк, то, вероятно, проверку службы безопасности не пройду. Но на любом крупном производственном предприятии проблем не будет. Несколько лет я проработал техником на фабрике «Красный Октябрь».
«Человека, имевшего судимость за уклонение от уплаты алиментов, мы приняли, – говорит Анна Куликова, директор по персоналу российского подразделения компании Ruukki. – Но кандидату с судимостью по мошенничеству, вероятнее всего, откажем». Куликова считает, что ситуация на рынке труда позволяет выбирать лучших.
Газета «Ведомости» (№75 (2593), 2010 г.)
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU