ERP, CRM и CPM-системы становятся важным элементом формирования стоимости компаний при IPO или SPO
Компания: Финансовые и бухгалтерские консультанты (ФБК)
Дата публикации: 14 Апреля 2008
Формальные критерии, такие, как баланс, прибыль, оборот компании, не являются единственным критерием при формировании ее стоимости на бирже. Большое внимание инвесторы обращают на бизнес-процессы эмитента.
В связи с этим повышенные требования предъявляются и к IT-обеспечению. Просто наличия автоматизированной системы учета по МСФО уже недостаточно — при выходе на биржу компании вынуждены проводить более глубокую модернизацию IT-систем. Несмотря на дополнительные затраты, это повышает общую эффективность бизнеса и, соответственно, капитализацию.
Российские компании зачастую используют для анализа первичной отчетности IT-системы и IT-решения, разработанные довольно давно. Адекватные для своего времени, эти системы с современными решениями «глубокой ERP», как правило, не сопрягаются. Возможными вариантами решения являются создание новой системы или глубокая модернизация существующей.
Основной проблемой рынка IT-обеспечения SPO и IPO является пока еще недостаточное понимание заказчиками необходимой глубины (степени) автоматизации. Обычно все заказывают консалтинговые услуги в области МСФО, но в современных условиях этого мало. Если ИТ решение, например, для получения консолидированной отчетности по МСФО предназначено исключительно для выполнения формальных требований к предоставлению отчетности, оно превращается в своего рода красивую, но бесполезную витрину компании. Это означает неэффективное расходование немалых средств. Чтобы МСФО стало мощным инструментом отчетности, необходим комплекс мероприятий, включающих как разработку формализованной методологии подготовки отчетности по МСФО, так и внедрение специализированных информационно-аналитических систем, например, систем класса СРМ (Corporate Performance Management).
Отчасти данную проблему «помог» решить мировой финансовый кризис. Многие компании отложили выход на SPO и IPO. Надеюсь, это позволит им в итоге подойти к делу автоматизации отчетности более тщательно. В этом случае получение отчетности по МСФО становится лишь верхушкой айсберга, опирающейся на учетные системы и детальное описание бизнес-процессов, в том числе, с помощью ИТ инструментов, таких как ARIS или «Бизнес-студио».
Стоимость комплексных услуг по подготовки компании для выхода на SPO или IPO, включая и услуги методологов, и услуги ИТ специалистов, и ИТ продукты, очень сильно варьируется. Крупнейшие компании порой платят не один миллион долларов, компании поменьше «укладываются» в несколько сотен тысяч долларов. Причем цена зависит уже не только от объема предполагаемого размещения, но и от глубины автоматизации, которую хочет получить заказчик, и соответственно, от класса ИТ решения.
С другой стороны, эффективность этих вложений достаточно высока. Сейчас резко возросли требования к срокам предоставления отчетности. В этом есть и заслуга государства, которое приучило крупных налогоплательщиков отчитываться в предусмотренные законодательством сроки. Помогли и инвесторы. В связи с кризисом они стали более требовательными и придирчивыми даже к мелочам. Если компания сдает отчетность вовремя, для инвесторов это означает не только прозрачность компании, но и то, что бизнес-процессы и процедуры в компании поставлены на должном уровне. А это существенно повышает привлекательность компании при выходе на SPO или IPO.
Кроме того, продуманная система автоматизации отчетности важна и для самой компании: руководство получает дополнительный инструментарий, фактически, зеркало, в котором оно может увидеть не замеченные ранее слабые места в бизнесе.
В итоге, не только инвесторы, но и заказчики становятся все более требовательными к ИТ продуктам и системам. Укрупнение предприятий путем слияний или дружественных поглощений, получение инвестиций для развития и диверсификации бизнеса, выход на IPO приводит к тому, что все чаще предприятия приглашают внешних консультантов для проведения независимой
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU