БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ИНОСТРАННЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ ПЛАНИРУЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ, ТАК КАК ИМ НЕ УДАЛОСЬ ПРОЛОББИРОВАТЬ ОТКАЗ ГОСУДАРСТВА ОТ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА.
Компания: ИА «Регион-Центр»
Дата публикации: 18 Августа 2005
Более половины иностранных компаний, поставляющих лекарства в Россию, в ближайшем будущем планируют обзавестись здесь собственным производством. Такой вывод следует из опубликованного 9 августа 2005 года совместного исследования компании PricewaterhouseCoopers (PwC) и ассоциации международных фармпроизводителей AIPM.
По данным опроса PwC и AIPM, проведенного в первом полугодии, более половины из 23 иностранных фармкомпаний, имеющих в России собственное представительство, планируют обзавестись здесь собственным производством. Из них 33% рассматривают возможность запуска местного производства в ближайшие два-три года и 19% – в пятилетней перспективе. При этом, по данным различных исследований, еще в 2003 году возможность выпуска лекарств в России всерьез рассматривали не более 10% зарубежных фармкомпаний.
Участники рынка считают, что западным производителям так или иначе придется задуматься о запуске собственного производства на территории России по двум причинам. Во-первых, с 1 января 2005 года начала действовать федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). На закупку у производителей лекарств в ДЛО было выделено чуть менее $2 млрд. Причем по условиям этой программы лишь 30% лекарств из льготного списка будут закупаться у иностранных производителей, остальное должны предоставлять местные фармпроизводители.
Второй причиной является принятие Государственной Думой 8 июля в первом чтении поправок в законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон »О лекарственных средствах«.
Данный законопроект был разработан главой комитета Госдумы по охране здоровья Татьяной Яковлевой, депутатом Андреем Макаровым, а также членами Совета Федерации Борисом Шпигелем и Владимиром Брынцаловым. Как заявил Шпигель, данный законопроект направлен, прежде всего, на декриминализацию фармацевтического рынка. По его словам, »согласно таможенной статистике, только за 2004 г на территорию России было ввезено лекарств на сумму около 100 млн. долл. так называемым «серым импортом», то есть не от прямых производителей«. Поэтому в закон вводится норма, которая предусматривает ввоз лекарственных средств исключительно от прямых производителей или уполномоченных ими организаций.
Вторая норма законопроекта предусматривает ограничение лоббирования врачами и аптекарями тех или иных медикаментов. Необходимость данного положения обуславливается существующей на отечественном рынке медикаментов »раскруткой« продукции западных фармацевтов путем доплаты врачам за выписывание рецептов на определенные препараты. После принятия закона выписка рецептов должна будет производиться только на международное непатентованное название лекарственного средства, а не определенную торговую марку.
В-третьих, при регистрации производителем названия лекарственного препарата одновременно регистрируется его отпускная цена, от которой отсчитываются наценки остальных участников фармацевтического рынка. Это позволит государству контролировать цены и ограничивать их рост в цепочке посредников.
По словам Б. Шпигеля, поправки комитета по охране здоровья поддержали без внесения изменений 31 регион, еще несколько с незначительными замечаниями, и лишь два субъекта – Москва и Московская область – выступили против предлагаемых поправок, это как раз те области, в которых и происходит нелегальный оборот »серого" импорта.
По оценкам экспертов рынка, после принятия закона крупные западные фармацевтические компании потеряют около 20% рынка, что составляет примерно $1,2 млрд.
Соответственно, против законопроекта была развернута агрессивная кампания. Одно из главных направлений борьбы против нового порядка – распространить действие поправок в закон <О лекарственных средствах> только на госзакупки лекарственных препаратов. Частично лоббисты интересов западных производителей своего добились. При обсуждении законопроекта в первом чтении несколько депутатов предупреждали, что обязательным условием принятия закона во втором чтении должно стать ограни
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU