Мы поинтересовались у экспертов, как они восприняли недавнюю идею законодателей расширить патентную систему налогообложения на все виды разрешенной НК РФ предпринимательской деятельности. Не приведет ли это к резкому сокращению налоговых поступлений, ведь и без этого упрощения, как показывает статистика, ПСН продолжает набирать популярность в последние годы? С другой стороны, это может дать хороший толчок развития малому бизнесу в сегодняшних непростых условиях…
Любое проявление большей свободы в малом предпринимательстве в России можно только приветствовать. В условиях падения производства именно гибкость малого бизнеса позволяет использовать ниши, которые не могут занять более крупные предприятия. Патентная система как наиболее простая, понятная, востребована предпринимателями. И распространение ее на более широкий круг видов деятельности способно привлечь в сферу дополнительные ресурсы – человеческие, финансовые, организационные. Это способствовало бы и повышению объемов выпуска товаров и услуг, и занятости, и доходов населения.
Что касается налоговых поступлений, то вспоминается известная в экономике “кривая Лаффера”. Она показывает, как суммы поступления налогов в бюджет зависят от размера налогообложения. Похожа эта кривая на арку. Сначала - чем выше ставка налога, тем больше получает бюджет – идем вверх по кривой, по арке. Но вот дошли до вершины ставки. И потом скользим уже вниз – чем больше процент налогообложения после какого-то предела, тем меньше поступают суммы государству. Просто потому, что при высоких ставках, во-первых, теряется стимул зарабатывать (а значит, и платить государству) больше. Во-вторых, высокий размер налогообложения ведет к уклонению от налогов, что для России – просто норма. Поэтому вполне вероятно, что стабильный уровень платежей за патент в новых видах деятельности и выведет доходы из “тени”, и увеличит сумму поступления налогов за счет большего числа участников деятельности.
Идею расширения в нашей стране патентной системы налогообложения я оцениваю положительно и не ожидаю какого-либо снижения налоговых поступлений. Как известно, при патентной системе величина налога получаемого бюджетом не зависит от размера фактически полученного ИП дохода. Величину налога определяют исходя из той суммы, которая установлена по каждому виду деятельности, потенциально возможной к получению годового дохода, который индексируют ежегодно. Я сомневаюсь, что с помощью патентной системы ИП начнут зарабатывать астрономические суммы, однако расширение патентной системы в нашей стране дает возможность увеличить число ИП, которые смогут работать на законных основаниях, уплачивая при этом соразмерные налоговые платежи.
Такое положение дел ведет любую страну к более цивилизованному типу предпринимательства, что должно, на мой взгляд, подвигнуть малых предпринимателей не только легализоваться, но и развивать свой бизнес в рамках закона.
Однако у инициативы с патентной системой налогообложения есть и оборотная сторона, потому что более крупный бизнес, скорее всего, захочет воспользоваться такими ИП для оптимизации собственных налогов. Это, безусловно, прибавит работы налоговым органам – а, следовательно, государству предстоит разработать контрмеры, а также более тщательно проверять реальность сделок и обращать особое внимание на крупные доходы ИП, работающих на патенте.
Если оценивать идею с расширением патентной системы налогообложения в целом, то, по моей оценке, ее следует реализовать, потому что плюсов для нашего государства и бюджета от перехода на более цивилизованный тип предпринимательской деятельности будет больше.
Однако нужно понимать, что ПСН будет иметь в любом случае ограничения по применению по определенным критериям, зависящим от масштаба бизнеса, как и сейчас. Например, по лимитам выручки, по количеству работающих сотрудников, по доле участия. Таким образом, будут выставлены барьеры для средних и крупных компаний, и патент по-прежнему останется решением именно для малого бизнеса, что, собственно говоря, и задумывалось.
Позволит ли расширение действия патентной системы вывести из тени “неопределившихся”? Это будет зависеть от того, какие условия будут предоставлены по патентной системе. Безусловно, с точки зрения администрирования патентная система проще, но экономическую целесообразность ее применения нужно рассматривать в каждом конкретном случае.
ПСН подразумевает фиксированный платеж, вне зависимости от полученной прибыли, выручки. Если рассмотреть текущее состояние патентной системы: было много корректировок, прежде чем ПСН приобрела тот вид, в котором она существует сегодня. К примеру, ставки по патенту на сдачу в аренду недвижимости претерпели много изменений, вносились корректировки и по стоимости патента, и по условиям, позволяющим пользоваться этим режимом, фактически была введена шкала с максимально справедливым подходом в зависимости от площади и локации. Пришли к этому путем проб и ошибок.
Что касается злоупотреблений со стороны бизнеса и налоговой оптимизации, на сегодняшний день достаточно механизмов, направленных на предотвращение подобных злоупотреблений. Понятие необоснованной налоговой выгоды, которая может возникать при искусственном дроблении бизнеса, давно закреплено судебной практикой. Правда, оно пока не внесено в Налоговый кодекс РФ. И, тем не менее, до 90 % решений и претензий налоговиков базируется на этом понятии.
Если патентная система налогообложения будет распространена на все виды разрешенной НК РФ предпринимательской деятельности, это, безусловно, станет стимулом к ее более широкому применению. Это связано с тем, что развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из главных факторов дальнейшего экономического роста, занятости населения, решения многих социальных задач. Автоматом отпадет проблема подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения специального налогового режима.
Нельзя не отметить, что патентная система налогообложения для государства привлекательна тем, что оно помогает прогнозировать поступления в бюджет независимо от фактического использования патента индивидуальным предпринимателем. Также данная мера поможет снизить и административные расходы бюджета, поскольку отсутствует необходимость проверки налоговых деклараций.
Кроме того, расширение сферы действия патента позволит сократить “теневой” оборот, так как физическим лицам будет невыгодно скрывать свои доходы - это станет отличным источником их легализации, что повлечет за собой пополнение бюджета. Риск привлечения физического лица к ответственности сократится.
Полагаем, что предложение о возможности применения патентной системы налогообложения для любых видов деятельности, кроме тех, на которые установлен прямой запрет Налоговым кодексом РФ, положительно скажется на предпринимательском климате. Вопрос о сокращении налоговых поступлений необходимо рассматривать с точки зрения возможности налоговых органов администрировать данный налог. Полагаю, что в настоящий момент у налогового органа есть для этого все возможности и инструменты.
Естественно, данная инициатива повлияет на бизнес. С одной стороны, это более комфортный формат для уже работающих предпринимателей, а для других это повод выйти из тени. С другой стороны, это упрощение жизни тем, кто еще только планирует стать предпринимателем и имеет меньше компетенций по ведению учета и т.п.
Опять же, эта мера повлияет и на местные власти, которые в данном случае будут теперь больше заинтересованы именно в количестве малых предпринимателей, берущих патент.