Автор: Мариан Керфью (Marianne Curphey), финансовый журналист, автор книги “How Money Works”, в прошлом - обозреватель The Guardian, зам. главного редактора Guardian online, также работала на The Times, Telegraph и BBC
Источник оригинальной статьи: AAT
Сможет ли когда-либо биткоин использоваться в повседневной жизни для оплаты чашечки латте или покупки новой автомашины? Может быть, налоговым службам пора подумать о возможности принятия его в качестве средства уплаты налогов?
Возможность такого в ближайшем будущем маловероятна. В начале этого года Microsoft прибегла к биткоину к качестве меры для стимулирования лояльности своих клиентов, позволив им использовать биткоины для оплаты в онлайн-сервисах Windows и Xbox, однако вскоре после этого технологический гигант приостановил платежи ввиду очень высокой волатильности криптовалюты.
Конечно, это не единственная американская компания, которая, в целом, признает криптовлаюты. Например, у производителя финансовых приложений Mint.com есть специальные трекер по биткоинам. У еще одного американского производителя бухгалтерского ПО Intuit также имеется программа, позволяющая торговым организациям принимать биткоины в качестве средства оплаты.
Несмотря на это, немало компаний, которые запустили в пилотном режиме связанные с криптовалютами программные продукты, а впоследствии приостановили эти инновационные проекты из-за высоких транзакционных издержек и продолжительного времени ожидания, что все вместе делает криптовалюты нерациональным способом оплаты товаров или услуг. Например, специализирующаяся на онлайн-платежах $9-миллиардная технологическая компания Stripe больше не предлагает свой продукт, который ранее позволял ритейлерам принимать биткоины в качестве средства оплаты.
В самом деле, недавнее исследование показало, что среди торговых компаний принятие биткоина (как самой популярной криптовалюты из всех) в данный момент находится на исторически низком уровне. Согласно недавнему отчету от JPMorgan, о котором рассказывали Bloomberg и Business Insider, среди 500 крупнейших онлайн-продавцов лишь три принимает сегодня биткоины в качестве средства оплаты. В прошлом году таких было пять.
Для торговых организаций, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые хотят все же попробовать криптовалюты
в своем бизнесе, серьезной проблемой становится проведение небольших транзакций с их помощью. Проведение транзакции с
биткоинами возможно при подключении и обработки ее независимыми сторонними компьютерами. Быстрое проведение транзакций имеет свою цену, которая здесь именуется “платой за майнинг” - “mining fee”. Чем выше спрос, тем выше майнинговые затраты, которые в декабре прошлого года достигли своего пика: люди требовали к оплате в среднем по $37 “сверху” каждой транзакции. Сейчас это значение упало до $6, но кто же может исключить повторения волатильности в будущем?
Директор продуктовых стратегий в Gemalto Джо Пиндар (Joe Pindar) говорит, что два-три года назад, когда биткоины торговались в качестве криптовалюты, требовалось лишь около десяти минут на проведение транзакции и буквально несколько пенни “сверху”, потому что издержки обмена были невелики. “Теперь же проведение транзакции занимает часы и даже дни, и комиссия за это может быть £5”, - говорит он. Сетевые транзакционные комиссии рассчитываются в денежных единицах “сатоши” (названных так в честь создателя биткоина Сатоши Накамото) – то есть фракциях биткоина, и зависят они от спроса.
Ценообразование на основе стоимости фиатных валют и стоимости реальных товаров или услуг принимает в расчет увеличение цены биткоинового актива. Самая высокая в истории транзакционная комиссия в сети биткоин была зафиксирована в декабре прошлого года, и составила она $55.16. Поэтому, по мнению Джо Пиндара, сама идея того, что когда-нибудь на биткоины можно будет купить чашечку кофе или заказать пиццу, на данный момент представляется абсурдной: стоимость такой транзакции намного превысит цену самой пиццы.
По словам Джо Пиндара, торговые организации сегодня используют биткоин в основном в маркетинговых целях. “Если вы используете биткоин для покупки товаров онлайн, первое, что делает продавец на стадии оформления покупки – это фиксация цены. Продавец дает покупателю фиатный эквивалент. Это означает, что конвертация биткоина в фиатную валюту в рамках данной отдельной транзакции фиксирована по определенной ставке. Поэтому все [риски] волатильности – на стороне инвестора, а не на стороне ритейлера”. С позиции ритейлера, установленные цены не могут меняться более чем на 20% в течение дня, что было бы возможно, если бы они были привязаны к криптовалютам.
Кроме всего прочего, серьезные колебания оказывают влияние на показатели финансовой стабильности. Если измерение активов нестабильно, что особенно верно для компаний, у которых величина резервов определяется требованиями законодательства (банки, страховые компаний, пенсионные фонды и т.д.), то встает вопрос о надежности такой оценки. “Сама идея того, чтобы держать такой волатильный актив как криптовалюты на балансе, с точки зрения бухгалтерии является настоящим кошмаром”, - говорит эксперт. – “Это создает много вопросов на уровне [управляющего] совета в отношении оценки, финансовой состоятельности и т.д.”.
И покупателям, и продавцам хотелось бы быстрой обработки транзакций с криптовалютами по той причине, что биткоин очень волатилен. Вырасти и упасть весьма значительно он может в течение буквально нескольких часов, не говоря уже о днях. Если люди проводят транзакции на крупные суммы, даже небольшое смещение курса биткоина против американского доллара может означать, что они либо недоплатили, либо переплатили в момент закрытия сделки. Из-за своей чрезмерной волатильности криптовалюты не торгуются в пределах установленного диапазона, как это верно со многими валютами рынка FOREX, где курсы намного более стабильны.
Сегодня биткоин стоит около $9,000 – намного меньше своего пикового значения в $20,000 в декабре прошлого года. А вообще, на протяжении истории инвесторам удавалось наблюдать колоссальные скачки и падения. Например, в течение буквально одного дня в июне прошлого года обвал составил $200.
Тем не менее, что удивительно, более трети (35%) владельцев малых и средних предприятий в Великобритании ожидают, что криптовалютные платежи станут повседневной реальностью в течение буквально двух лет – так показывает новое исследование от производителя аппаратов для оплаты по кредитным картам Paymentsense. Некоторые владельцы даже более оптимистичны: 21% (т.е. более чем каждый пятый) считают, что криптовалюты начнут массовый приход в жизнь в течение одного года.
При этом только лишь 13% компаний уже принимают
криптовалюты к оплате. 59% при этом всерьез раздумывают над инвестициями в них, но только лишь 18% уже начали это делать.
Гай Морев (Guy Moreve), глава маркетингового направления в Paymentsense, говорит: “Очевидно, криптовалюты быстро двигаются в сторону мейнстрима. Однако стоимость нерегулируемой криптовалюты быстро меняется. Это имеет существенные последствия для безопасности выручки малых и средних предприятий”.
Джо Пиндар добавляет, что для того, чтобы биткоин и криптовалюты в целом начали принимать на финансовых рынках серьезно, они просто обязаны подпадать хоть под какое-то финансовое регулирования и комплайенс. “В данный момент весь акцент – на анонимности, но в действительности правительство беспокоит налогообложение прироста капитала на торговле биткоинами”, - говорит он. – “Поскольку цена биткоина выросла с начала года на 1000%, правительства видят, что они пропускают очень большие суммы – просто потому, что не понимают, кто зарабатывает на этой торговле”.
Он также отмечает, что в данный момент пока нет способа для коротких продаж биткоина, что означает, что давление создается лишь со стороны инвесторов-покупателей (buy-side), и оттого такие скачки курсов. Впрочем, разработчик CME представил свою платформу по фьючерсам на биткоин, которая вводит sell-side, тем самым создавая давление “с противоположной стороны” и, потенциально, это может помочь со стабилизацией рынка.
Отчет от JPMorgan гласит, что ни покупателям, ни продавцам большой выгоды от принятия криптовалют в качестве платежного средства ждать не стоит, поскольку:
Франс Лабушен (Frans Labuschagne), управляющий производителя систем безопасности для мобильных приложений Entersekt в Великобритании и Ирландии, говорит, что стать мейнстримом криптовалютам пока что мешает доверие. “Чтобы держать деньги и данные желающих этого продавцов в безопасности, эти обменные операции нуждаются в [системах] безопасности. И у большинства они есть – за тем лишь исключением, что в данный момент криптовалютные биржи все еще полагаются на устаревшие, не говоря уж о том, что очень рисковые технологии” .
Но и те, кто просто участвует в купле-продаже криптовалют, со своей стороны также должны требовать большей безопасности со стороны платформ, которые они используют. “Это единственный способ обеспечить безопасность их инвестиций и избежать еще одной кошмарной истории об инвесторе, который потерял значительные суммы денег из-за несовершенных мер безопасности. В конце концов, криптовалюта находится на острие инноваций – так разве не должны технологии в той же мере прикрывать обменные операции? В противном случае они станут следующей легкой мишенью хакера”.