Авторы оригинальной статьи: Томас Конин мл. (Thomas E. Conine) професор кафедры корпоративных финансов в Университете Фейрфилда, президент TRI Corporation, специализирующейся на профессиональном образовании для финансовых руководителей; Майкл Макдональд IV (Michael B. McDonald), доцент кафедры корпоративных финансов в Университете Фейрфилда
По материалам: CFO
Если рассуждать в общем, под вариационным анализом (дисперсионным анализом, или анализом отклонений) понимают, собственно, определение величины отклонений фактических показателей от ожидаемых (как вариант – показателей предыдущего периода) и выявление причин этого. Метод имеет очень существенное значение для финансового анализа и планирования – настолько существенное, что, согласно проведенному авторами опросу среди 157 финансовых руководителей крупнейших компаний Fortune 500, ему было приписано 8.7 баллов по десятибалльной шкале “важности”.
Задачей финансового анализа и планирования является помощь другим в принятии оптимальных деловых решений, с конечной целью создания стоимости для акционеров. А в основе всего этого лежит вариационный анализ. Другое дело – и это, пожалуй, один из основных выводов – что его применение очень сильно отличается от одной компании к другой. Если поиграть словами, то можно сказать, что вариационный анализ показывает очень много вариаций в практике финансового планирования.
Правда и то, что для абсолютного большинства компаний актуальными вопросами являются бизнес-планирование, выполнение финансовых обязательств и рост. В этом они должны смотреть на три вида анализа отклонений ключевых показателей:
100% респондентов, использующих вариационный анализ для первой задачи, одновременно применяют его и для второй – это хорошие новости. Также неплохая новость в том, что 80% из них одновременно используют его и для третьей задачи. Плохая же заключается в том, что среди опрошенных лишь около 50% фактически используют анализ отклонений для первой задачи, что с точки зрения управления рисками означает множество упущенных возможностей. Сопоставление показателей предыдущего года с бюджетными может выявить множество потенциальных рисков в бюджетном планировании, что невозможно сделать с одним только отчетом о доходах, который показывает то, что уже было.
Еще одно практическое ограничение для большинства: 58% не делают в ходе анализа отклонений каких-либо различий между долей рынка и ростом компании, что неправильно, так как бизнес способен показывать рост, даже теряя сегменты на рынке.
И еще один любопытный факт: относительно мало (60%) применяют дисперсионный анализ в отношении денежных потоков, что даже странно с учетом сегодняшнего существенного акцента на конвертации в наличные средства. Например, доле чистого дохода, конвертируемого в наличность – большая часть компаний в качестве ориентира ставит себе 90-95%.
Если рассматривать различные факторы прибыльности, отклонения которых также рассматривается в рамках данного анализа, то значительная часть компаний использует их все за исключением производительности. Это тоже можно отнести к вызывающим удивление результатам, если учесть непрекращающиеся усилия по улучшению производственных процессов. В целом же список факторов прибыльности с долей опрошенных компаний в выборке, которые применяют в их отношении вариационный анализ, выглядит следующим образом:
Наилучшие практические подходы к вариационному анализу и принятие на основе результатов деловых решений оказывает положительное влияние на:
Вот несколько простых рекомендаций по максимизации пользы от этого действительно важного в финансовом планировании инструмента – вариационного анализа:
Эти предложения друг другу не противоречат. Также они не являются исчерпывающими, поэтому каждая компания может добавить в список что-то свое. И хотя практическое внедрение действительно может сопровождаться трудностями в случае сложной организационной структуры и несовершенных системам коммуникационного взаимодействия, оно себя окупает. В таких условиях на первый план по важности выходит прозрачность организационной структуры и процессов: каждому придется четко осознавать свою роль и обязанности.