Автор: Кузнецов А.А. — к.ю.н., доцент Российской школы частного права (ИЦЧП им. С.С. Алексеева), член рабочей группы по совершенствованию корпоративного законодательства Министерства юстиции РФ; Петрова Н.Н. — советник генерального директора АО “СТАТУС”
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №1-2017
Дата публикации: 19 Января 2017
В соответствии с пунктом 8 статьи 83 Федерального закона “Об акционерных обществах” уставом непубличного общества может быть предусмотрен отличный от установленного законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что правила главы XI закона полностью не применяются к обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом при учреждении общества или при внесении изменений, принятых всеми акционерами единогласно. Исключение из устава общества указанных положений осуществляется также по единогласному решению акционеров. Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” в пункте 9 статьи 45 содержит аналогичное правило.
Таким образом, законами прямо установлена возможность предусмотреть в уставе непубличного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью положения о том, что для заключения сделки с заинтересованностью не требуется получения согласия органов управления общества, либо установить иной порядок получения такого согласия. Для публичных акционерных обществ такая возможность не предусмотрена.
После 01.01.2017 такое положение нельзя будет предусмотреть в уставе общества. В новой редакции статьи 46 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” отсутствует упоминание о возможности отказаться от одобрения крупных сделок, что можно расценивать как то, что законодатель сознательно исходил из недопустимости этого.
В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 81 Федерального закона “Об акционерных обществах” и п. 7 ст. 45 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” требование об обязательном одобрении сделок с заинтересованностью не применятся к сделкам, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России. Таким образом, сделки, соответствующие вышеуказанным критериям, одобрять не требуется.
На сегодняшний день Банком России подготовлен проект указания “О предельных значениях размера сделок хозяйственных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность, цена или балансовая стоимость имущества, по которым составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов таких хозяйственных обществ”, принятие которого ожидается в ближайшее время.
Планируется предельные значения размера сделок, не требующих одобрения, определить в следующем порядке:
Однако до принятия соответствующего акта Банка России представляется, что упомянутое исключение из необходимости одобрить сделку с заинтересованностью не может быть применено.
В соответствии с пунктом 8 статьи 83 Федерального закона “Об акционерных обществах” уставом непубличного общества может быть установлен отличный от установленного настоящей главой порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что положения главы XI закона полностью не применяются к обществу. Таким образом, закон помимо прочего допускает возможность предусмотреть в уставе непубличного общества право не извещать о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества либо акционеров общества.
Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона “Об акционерных обществах” совет директоров общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки. Заключение о крупной сделке включается в материалы, предоставляемые акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.
При отсутствии в обществе совета директоров заключение о крупной сделке утверждается единоличным исполнительным органом общества.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Федерального закона “Об акционерных обществах” и п. 1 ст. 45 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” лицо может быть признано контролирующим, только если оно самостоятельно, то есть единолично, имеет право прямо или косвенно распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации более 50% голосов в высшем органе управления. Таким образом, ни один из членов совета директоров общества не является контролирующим лицом другого общества, следовательно, они не могут быть признаны лицами, заинтересованными в сделке между такими обществами.
Следует учесть, что члены органов управления общества могут признаваться заинтересованными в указанной сделке при наличии иных признаков, перечисленных в ст. 81 (например, один из них может быть признан заинтересованным, если он занимает должность в органах управления другого общества).
У Банка России были планы по разработке формы заключения совета директоров о крупной сделке, но, когда ожидать проекты форм, не известно.
К настоящему времени Банк России представил проект Указания “О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок”, принятие которого ожидается в ближайшее время.