Краткое описание систем управления риском, контроля и обеспечения ответственности в банке. Принципы организации соответствующих служб «мониторинга»
Система управления риском может обеспечивать выполнение целого ряда управленческих целей организации. Она может выступать в качестве основы всей управленческой деятельности, на ее базе строится управленческая стратегия и система контроля. Ниже следует иерархия целей и этапы разработки системы управления совокупным риском организации:
При организации обоих видов служб мониторинга следует руководствоваться принципами функционирования систем управления риском, контроля и обеспечения ответственности.
В компетенцию служб мониторинга не входит разработка стратегии и процедур оценки риска, системы контроля и обеспечения ответственности. Их роль заключается в проверке, оценке и консультировании. Они позволяют взглянуть на управление риском, систему контроля, результаты деятельности и обеспечение ответственности с точки зрения руководства различных основных и вспомогательных подразделений банка.
Службы мониторинга следует объединить всего в двух подразделениях, возглавляемых руководителями высшего звена. Одно из них – независимое, отчитывающееся перед Президентом и Советом Директоров, а другое – курируемое независимым подразделением и подчиняющееся только Президенту.
Основными составляющими банковского риска являются:
Другими словами, основные составляющие банковского риска можно описать следующим образом:
Совершенно очевидно, что практически все виды банковского риска связаны с принятием решения, надзором за привлечением средств, выдачей ссуд и участием в крупных проектах, со сбором, оценкой и распространением информации (включая безопасность и достоверность данных, преодоление чрезвычайных ситуаций и аспекты планирования непрерывности хозяйственной деятельности), а также с репутацией, надежностью, справедливым отношением к заинтересованным лицам и т.д.
В связи с разработкой и внедрением новых процедур определения, оценки и управления риском (включая встраивание и интеграцию процедур управления риском, уже существующих в различных подразделениях банка) открывается уникальная возможность. Выделяют два аспекта:
Наряду с целостной и функционально интегрированной системой управления риском, создаваемой на уровне менеджмента и служб мониторинга, на уровне совета директоров и главного управляющего (президента) организации должна существовать простая и четкая структура надзора.
В рамках перестройки процедур внутреннего аудита, порядка оценки и планирования аудиторского риска, проведения аудиторских проверок следует уделить внимание более широким аспектам управления банковским риском, управленческого контроля, а также соответствующим механизмам обеспечения ответственности и мониторинга. Здесь термин «мониторинг» включает в себя широкий спектр деятельности по аудиту, оценке, расследованию, проверке качества исполнения и следования нормам и т.д., деятельности основных и вспомогательных подразделений с целью предоставления отчетности в вышестоящие органы и оказания содействия в устранении недостатков. Обязанности, виды деятельности и структуры отчетности (официальные и практические) банковских подразделений, выполняющих функции мониторинга (в дополнение к внутреннему аудиту), включают в себя:
Некоторые из них несут ответственность за банк в целом, а некоторые лишь за какой-либо один сегмент. Следует принимать во внимание и другие органы (такие как, уполномоченная инспекция, назначаемая правлением). Данные функции мониторинга развиваются, зачастую следуя общим директивам, так, что это может привести к накладкам в объеме работ, смыванию границ, разделяющих виды деятельности, возможным пробелам в обеспечении, проблемам координации и т.д. Это особенно верно в вопросах оценки качества работы, совершенствования процессов и определенных аспектах проверки соответствия нормам.
Не представляется возможным определить, в какой степени будут происходить частичное дублирование выполняемых работ, стирание границ между обязанностями различных служб мониторинга, проблемы координации их деятельности и т.д. Однако, к сожалению, для этого есть все возможности, как и для потерь от эффекта экономии на масштабе и появления дополнительной работы у основных и вспомогательных подразделений, подвергающихся мониторингу.
Надзор за службами мониторинга на уровне высшего руководства и на уровне совета директоров осуществляет аудиторский комитет, комитет по развитию эффективности, бюджетный комитет и рабочая группа по оценке инспекции уполномоченных.
Высшее руководство, в форме официальных комитетов и рабочих групп, обеспечивает надзор за указанными выше мониторинговыми функциями. И, конечно, управляющие директора и президент, индивидуально и коллективно, осуществляют этот надзор.
Что касается комитетов правления, существует общее членство управляющих директоров, и периодически проводятся совместные заседания (например, аудиторский комитет/комитет по развитию эффективности и аудиторский комитет/бюджетный комитет). Однако, как для высшего руководства, так и для правления были бы уместны те же самые вопросы (потенциальные накладки, проблемы юрисдикции, пробелы, потери от эффекта экономии на масштабе и т.д.).
Банковские операции достаточно сложны и, как было указано выше, структуры мониторинга обширны и разнообразны. Единая система контроля, управления риском и обеспечения ответственности – по существу новая структура управления – еще не полностью разработана. Следовательно, было бы преждевременным предпринимать немедленные шаги по реформированию служб мониторинга. Реформу следует проводить в конце этапа разработки новой системы оценки/управления риском для всей банковской деятельности.
Однако, по нашему мнению, банк вполне может сообщить о намерении интегрировать службы мониторинга и изучить вопросы для их решения на всех уровнях организации. Мы считаем, что начало должно быть положено сейчас, с тем, чтобы к тому моменту, когда новая система контроля, обеспечения ответственности и управления риском будет готова к реализации (а мы рекомендуем, чтобы она была разработана с целью оказания как можно большего влияния на управленческие процессы в банке), внедрение системы мониторинга последовало незамедлительно.