Автор: Джеймс Буш, Даниел Джонстон
Источник: книга "Управление финансами в международной нефтяной компании" Москва - 2003 г, Олимп-Бизнес
Дата публикации: 16 Сентября 2005
Когда компания принимает решение о привлечении дополнительных средств и обращается за ним на рынок капитала, следующим шагом должен стать выбор: что лучше – частное размещение ценных бумаг или же открытое акционирование? Первая эмиссия новых ценных бумаг компанией закрытого типа называется первоначальным публичным предложением акций (см. рис. 10.1). Таким образом, мы сталкиваемся с процессом акционирования.
Как и все в жизни, акционирование имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
Недостатки:
Инвестиционные банкиры
Инвестиционные банкиры – это посредники между бизнесом и источниками капитала. Более того, банкиры не только помогают продавать новые ценные бумаги, но и выступают в роли советников, действуют в качестве брокеров на вторичных рынках и заключают сделки от своего имени.
Выступая в своем традиционном амплуа при продаже новых ценных бумаг, инвестиционные банкиры помогают определить метод эмиссии и установить цены, распространяют ценные бумаги, предоставляют квалифицированные консультации и решают вопросы, возникающие в связи с сертификацией. Инвестиционный банкир очень редко в одиночку сможет гарантировать размещение выпуска в полном объеме, если он достаточно велик. Для раздела риска переоценки акций или падения рынка в период предложения инвестиционный банкир – основной распространитель – формирует с другими фирмами синдикат по распространению ценных бумаг.
Первый этап продажи акций начинается с действий инвестиционного банкира, который посещает руководителей фирм – других инвестиционных и институциональных банкиров-гарантов, чтобы убедить их приобрести часть первоначального выпуска. Такая предпродажная подготовка позволяет создать рынок для новых ценных бумаг и удостовериться в возможности распространить их в полном объеме.
Затраты на размещение новых ценных бумаг.
Издержки, связанные с выпуском новых ценных бумаг, называются затратами на размещение. Они состоят из компенсации инвестиционным банкирам, а также юридических, бухгалтерских, типографских и иных расходов. Затраты на размещение зависят и от типа ценных бумаг и от объема эмиссии. Выраженные в процентах от валовой продажи, они составляют 1,1-14% для облигаций, 1,6-2,6% для привилегированных акций и 3,5-22% для обыкновенных акций. Издержки размещения крупного выпуска относительно невелики по сравнению с небольшой эмиссией, выше на обыкновенные акции, чем на привилегированные, и, как правило, ниже на облигации, чем на акции вообще.
Обычно инвестиционный банкир старается поддерживать рынок новых акций в течение некоторого времени после их выхода на биржу. Делается это для обеспечения ликвидности ценных бумаг и сохранения хороших отношений как с эмитентом, так и с приобретающими акции инвесторами.
Заявление на регистрацию в SEC
Как только принимается решение о первоначальном публичном предложении ценных бумаг, перед фирмой встают те же вопросы, что и перед эмитентами сезонных ценных бумаг: объем выпуска, тип и метод продажи. Следующим этапом подготовки компании к появлению в новой роли является оформление и подача в Комиссию по ценным бумагам и биржам заявления на регистрацию и объявления о новом выпуске проспекта по форме S. Закон о ценных бумагах (Securities Act) 1933 года запрещает предложение любых бумаг и торговлю ими по почте или с использованием других средств коммерции между штатами в отсутствие действующего регистрационного документа, за исключением случаев, освобождающих от необходимости регистрации.
Регистрационный процесс можно подразделить на три стадии.
Для частного размещения ценных бумаг регистрации в SEC не требуется. Этот способ подразумевает продажу бумаг крайне ограниченному кругу покупателей, например институциональным инвесторам. Разрешается частное размещение акций и облигаций, причем последние распространяются таким образом чаще. Типичное частное размещение – это прямая продажа ценных бумаг финансовым учреждениям. Прямые ссуды со сроком погашения, не превышающим 15 лет, называются срочными ссудами. Если же сроки погашения более длительны, то они рассматриваются как частное размещение ценных бумаг, накладывающее, кстати, на стороны гораздо больше ограничений, нежели открытые эмиссии. Однако в случае дефолта пересмотреть их легче. Закрытое размещение сопряжено, как правило, с более высокими процентными ставками.
Допуск ценных бумаг фирмы на фондовую биржу
Для многих компаний решение об акционировании связано с решением о регистрации акций на одной из существующих бирж, хотя некоторые открытые акционерные общества по этому пути не идут, предпочитая продавать акции непосредственно покупателям или, что более распространено, выходить на внебиржевой рынок.
Основное преимущество допуска на биржу заключается в возрастании реализуемости ценных бумаг, поскольку акциями начнут торговать более масштабно и к ним получит доступ большее число инвесторов.
Недостаток же регистрации ценных бумаг состоит в появлении текущей отчетности и ограничений на торговлю некоторыми типами обязательств. Именно это и заставляет часть фирм отказаться от регистрации и оставаться на внебиржевом рынке, экономя таким образом на отчетности.
Взаимоотношения с акционерами и инвесторами и репутация фирмы
Взаимоотношения с инвесторами непрерывно развиваются. Около 30 лет назад этот вопрос находился в компетенции отделов связи с общественностью. Вплоть до начала 1970-х годов в связи с быстрым развитием пенсионных фондов многие известные и стабильные компании использовали квалифицированных сотрудников этих отделов в качестве преподавателей, объяснявших преимущества инвестирования в акции компании портфельным менеджерам и посредникам в брокерских операциях.
В 1985 году в ответ на разгул сомнительных поглощений, угрожавших интересам клиентов пенсионных фондов, был основан Совет институциональных инвесторов (Council of Institutional Investors). В числе наиболее активных членов совета состоят Калифорнийская общественная пенсионная система (California Public Employees Retirement System) с капиталом 78,5 млрд дол., Государственная пенсионная система учителей (State Teachers Retirement System, 48,5 млрд дол.) и Нью-Йоркский городской пенсионный фонд (New York City Pension Funds, 35,4 млрд дол.). Благодаря своему инвестиционному потенциалу Совет достаточно эффективно проводит избранную политику.
Корпоративное руководство
Изменения все набирают и набирают темп. Сегодня новый лозунг – это корпоративное руководство. Доказательством нашего вступления в новую эру является то, что высокопоставленные чиновники многих компаний занимаются вопросами эмиссий ценных бумаг. Иметь дело с институциональными инвесторами непросто, ведь приходится общаться с весьма разнородной публикой, движимой самыми разными мотивами и интересами, а подходы найти надо ко всем. Крупные пенсионные фонды, однажды купив акции, расстаются с ними крайне неохотно. Если их инвестиции привязаны к индексу, то вынуждают поддерживать стабильность этого индекса, если они владеют большим числом акций, – пустив их в продажу, могут надолго сбить цену.
Задача корпоративного руководства – понять, чем заняты компании и заставить их работать лучше. В результате организации все большее внимание уделяют управлению связями с акционерами, пересматривая и осознавая растущее значение этих отношений, пытаясь влиять на новых владельцев акций. Большей открытостью и активным заигрыванием фирмы пытаются улучшить взаимопонимание и смягчить порой напряженные отношения акционеров и менеджеров.
Взаимоотношения с инвесторами
По большому счету, основная цель связей с инвесторами вне зависимости от того, кто их осуществляет, – увеличение стоимости для акционеров. Высшее руководство брокерских агентств должно понять: постоянная программа связей с инвесторами помогает подготовить рынок к открытому предложению ценных бумаг, во-первых, и влияет на кредитный рейтинг бумаг с фиксированной доходностью, во-вторых. Конечно, значение биржевой цены понятно руководителям, погрязшим в распродажах, приобретениях и прочих реструктуризациях.
В современных условиях компании должны конкурировать в борьбе за инвестиционный капитал как на рынке облигаций, так и на рынке акций. Но для гарантии признания ценных бумаг следует охарактеризовать предприятие в целом. Как только удастся доказать покупателям преимущества использования продукции или услуг данной компании, сразу следует распространить информацию о стоимости ее ценных бумаг и их финансовых перспективах, чтобы будущие акционеры могли их понять и принять.
Эти перемены породили и изменение природы специалистов по связям с инвесторами. Хотя в исследуемой области еще господствуют пиарщики и аналитики ценных бумаг, постепенно все более важную роль начинают играть финансисты. Современные умудренные опытом клиенты хорошо знают, что именно они хотят. Функция связи с инвесторами все сильнее дрейфует к стыку двух дисциплин: связям с общественностью и финансам. В наши дни инвесторов интересуют не только прошлые достижения, но и стратегические планы компании-эмитента, информация о корпоративных целях, сильных и слабых сторонах предприятия.
Средства связи с инвесторами
За исключением особых случаев, инвесторы получают информацию о фирме из ряда источников.
Существуют три большие группы, особенно важные с точки зрения связей с инвесторами: во-первых, аналитики ценных бумаг, во-вторых, биржевые брокеры и, в-третьих, крупные институциональные инвесторы. Наиболее важный источник информации для аналитиков ценных бумаг – выступления руководителей компаний перед крупными институциональными инвесторами, брокерами и инвестиционными банкирами и, конечно, самими аналитиками. Почерпнутая на таких встречах информация в сочетании с годовыми и квартальными отчетами, формой Ю-Ks, обсуждениями проблем и статьями о компании и отрасли в целом помогает специалистам прийти к определенному выводу о состоянии предприятия и составить прогноз финансовой эффективности.
Среди прочего связи с инвесторами способствуют изысканию средств, необходимых компании для реализации планов на приемлемых экономических условиях, удовлетворению долгосрочных запросов акционеров. Финансовое окружение изменяется так же, как и производственный цикл, относительный статус компании и отрасль в целом. Что говорить, изменяется даже настроение инвесторов.
Вот некоторые недавние перемены в сфере связей с инвесторами.
Несмотря на различные условия в каждой компании, в любой из них вице-президент по финансам, возможно, в сотрудничестве с директором-контролером, сочтя целесообразным более агрессивное поведение на финансовом рынке, предпримет следующие действия: 1) организует специальный финансовый рынок для удовлетворения интересов акционеров и 2) разработает способы достижения этой цели.
Правило номер один – открытость для инвесторов, именно так скажет специалист по связям и именно против этого возразит аналитик. Аналитики продаж, которые в конечном счете работают на брокеров, продающих акции, по природе своей склонны все превозносить. Недоброжелательный или критически настроенный клиент воспринимается ими как назойливый комар, особенно если компания работает в целом хорошо. Когда покупатель настойчиво ищет недостатки в прогнозах фирмы, ее производственной деятельности или репутации, трудно воспринимать это спокойно. Такого критикана хочется обругать, спорить с ним и даже отлупить или, впадая в другую крайность, пойти на поводу у любой критики и делать все, чтобы клиент остался доволен.
Нетрудно превратно истолковать причины того, почему компания не получила одобрения на желаемое приобретение. Одна из основных проблем связей с инвесторами вытекает из того, что аналитики, которые никогда в этом не признаются, не всегда анализируют перспективы компании так же тщательно, как цены на ее акции. Иногда при падении прибыли компании начинается мучительный поиск причин убытков, но не способов стабилизации ситуации. Для инвестора же одинаково важно и то и другое.