Альтернативная модель учета нематериальных активов серьезно упрощает жизнь
Печать
Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 19 Августа 2015 г.
Автор: Джеймс Сосмер (James M. Sausmer), CPA/ABV, CVA, партнер WeiserMazars LLP
Источник: Accounting Today
В декабре прошлого года, следуя рекомендациям консультационного совета по вопросам учета в частных компаниях (PCC), Американский Совет по стандартам финансовой отчетности предложил довольно существенное обновление к порядку учета нематериальных активов в процессе объединения бизнеса. Предложенная альтернативная модель учета снижает сложности и трудозатраты, связанные с измерением определенных идентифицируемых активов, но в то же время оставляет пользователям достаточно полезной информации для принятия деловых решений.
Правильный учет приобретенных в ходе объединения бизнеса активов (все это изложено в американских стандартах из “Topic 805”) требует, чтобы материальные и нематериальные активы признавались по справедливой стоимости на дату приобретения. Справедливая стоимость идентифицируемых нематериальных активов определятся на основе техники, которая применяется в случае с торговыми марками, клиентскими отношениями, соглашениями о неконкуренции, патентами, технологиями и прочими видами нематериальных активов.
Однако сама техника оценки может быть очень непростой. Часто компаниям приходится обращаться к услугам профессиональных оценщиков для определения справедливой стоимости идентифицируемых активов. После отнесения цен покупки на справедливую стоимость всех материальных и идентифицируемых нематериальных активов остающийся баланс, как правило, представляет собой гудвилл и учитывается в качестве такового.
Новая альтернатива
Однако альтернативный подход позволяет частным компаниям рассматривать клиентские отношения и соглашения о неконкуренции в качестве гудвилла – следовательно, отпадает необходимость применять сложные модели оценки для определения их справедливой стоимости. Чтобы, например, в отношении неких соглашений с клиентами можно было применить данный подход, необходимо, чтобы была возможность их продать либо обложить патентом независимо от других приобретенных активов, даже если у покупателя отсутствует всякое намерение продавать их.
Далеко не исчерпывающим примером клиентских отношений, потенциально подпадающих под критерий для отдельного признания, являются права на обслуживание ипотечного кредита (mortgage-servicing rights - MSR), договора на товарные поставки (commodity supply contracts) и клиентская информация. Как правило, эти примеры имеют тесную привязку к контрактам и представляют собой отношения либо информацию, которые можно продать третьей стороне без одобрения клиента. Если передача клиентских отношений третьей стороне зависит от решения клиента, то в этом случае, очевидно, отчитывающаяся организация не имеет возможности продажи нематериальных активов отдельно от других активов бизнеса – следовательно, условие не выполняется.
Вот пример. Приобрели некий бизнес $1,000,000, а идентифицируемые активы включают в себя оборудование и запасы с оцененной справедливой стоимостью $200,000 и $300,000, соответственно. Также имеются клиентские отношения (не подпадают под критерий для отдельного признания) и соглашение о неконкуренции. В этом случае клиентские отношения и соглашение о неконкуренции можно включить в баланс в качестве гудвилла общей суммой $500,000. Здесь нет необходимости применять сложные техники для оценки справедливой стоимости.
Особые требования и результаты
Однако консультационный совет по вопросам учета в частных компаниях (PCC) предусмотрел ряд требований для компаний, которые решают воспользоваться альтернативой.
- Как только они решают использовать альтернативный вариант, все будущие случаи объединения бизнеса потребуют того же самого варианта учета, а также выполнения двух нижеследующих пунктов
- Компания обязана применять альтернативный вариант амортизации гудвилла на протяжении 10 лет, предусмотренный для частных компаниях в группе стандартов из темы “Topic” 350 (“Учет гудвилла”)
- Уже существующий гудвилл необходимо амортизировать на протяжении 10 лет либо на протяжении оцененного срока полезного использования, если он короче.
Такой подход снижает расходы на подготовку отчетности в случае с компаниями, приобретающими в ходе объединения бизнеса клиентские отношения и соглашения о неконкуренции. Составителям отчетности по-прежнему придется определять справедливую стоимость всего приобретения, чтобы определить величину потерь, понесенных ими в случае переплаты, либо выигрыша, если они “недоплатили”.
Во многих случаях в качестве справедливой стоимости допускается использовать цену приобретения в случае соглашений между не связанными между собой сторонами – это называется “сделками на вытянутой руки” (“arm’s length transactions”). Расчет дисконтированных денежных потоков, как правило, подтверждает эту стоимость.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU