Альтернативная модель учета нематериальных активов серьезно упрощает жизнь

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 19 Августа 2015 г.

Автор: Джеймс Сосмер (James M. Sausmer), CPA/ABV, CVA, партнер WeiserMazars LLP

Источник: Accounting Today


В декабре прошлого года, следуя рекомендациям консультационного совета по вопросам учета в частных компаниях (PCC), Американский Совет по стандартам финансовой отчетности предложил довольно существенное обновление к порядку учета нематериальных активов в процессе объединения бизнеса. Предложенная альтернативная модель учета снижает сложности и трудозатраты, связанные с измерением определенных идентифицируемых активов, но в то же время оставляет пользователям достаточно полезной информации для принятия деловых решений.

Правильный учет приобретенных в ходе объединения бизнеса активов (все это изложено в американских стандартах из “Topic 805”) требует, чтобы материальные и нематериальные активы признавались по справедливой стоимости на дату приобретения. Справедливая стоимость идентифицируемых нематериальных активов определятся на основе техники, которая применяется в случае с торговыми марками, клиентскими отношениями, соглашениями о неконкуренции, патентами, технологиями и прочими видами нематериальных активов.

Однако сама техника оценки может быть очень непростой. Часто компаниям приходится обращаться к услугам профессиональных оценщиков для определения справедливой стоимости идентифицируемых активов. После отнесения цен покупки на справедливую стоимость всех материальных и идентифицируемых нематериальных активов остающийся баланс, как правило, представляет собой гудвилл и учитывается в качестве такового.

Новая альтернатива

Однако альтернативный подход позволяет частным компаниям рассматривать клиентские отношения и соглашения о неконкуренции в качестве гудвилла – следовательно, отпадает необходимость применять сложные модели оценки для определения их справедливой стоимости. Чтобы, например, в отношении неких соглашений с клиентами можно было применить данный подход, необходимо, чтобы была возможность их продать либо обложить патентом независимо от других приобретенных активов, даже если у покупателя отсутствует всякое намерение продавать их.

Далеко не исчерпывающим примером клиентских отношений, потенциально подпадающих под критерий для отдельного признания, являются права на обслуживание ипотечного кредита (mortgage-servicing rights - MSR), договора на товарные поставки (commodity supply contracts) и клиентская информация. Как правило, эти примеры имеют тесную привязку к контрактам и представляют собой отношения либо информацию, которые можно продать третьей стороне без одобрения клиента. Если передача клиентских отношений третьей стороне зависит от решения клиента, то в этом случае, очевидно, отчитывающаяся организация не имеет возможности продажи нематериальных активов отдельно от других активов бизнеса – следовательно, условие не выполняется.

Вот пример. Приобрели некий бизнес $1,000,000, а идентифицируемые активы включают в себя оборудование и запасы с оцененной справедливой стоимостью $200,000 и $300,000, соответственно. Также имеются клиентские отношения (не подпадают под критерий для отдельного признания) и соглашение о неконкуренции. В этом случае клиентские отношения и соглашение о неконкуренции можно включить в баланс в качестве гудвилла общей суммой $500,000. Здесь нет необходимости применять сложные техники для оценки справедливой стоимости.

Особые требования и результаты

Однако консультационный совет по вопросам учета в частных компаниях (PCC) предусмотрел ряд требований для компаний, которые решают воспользоваться альтернативой.

  1. Как только они решают использовать альтернативный вариант, все будущие случаи объединения бизнеса потребуют того же самого варианта учета, а также выполнения двух нижеследующих пунктов
  2. Компания обязана применять альтернативный вариант амортизации гудвилла на протяжении 10 лет, предусмотренный для частных компаниях в группе стандартов из темы “Topic” 350 (“Учет гудвилла”)
  3. Уже существующий гудвилл необходимо амортизировать на протяжении 10 лет либо на протяжении оцененного срока полезного использования, если он короче.

Такой подход снижает расходы на подготовку отчетности в случае с компаниями, приобретающими в ходе объединения бизнеса клиентские отношения и соглашения о неконкуренции. Составителям отчетности по-прежнему придется определять справедливую стоимость всего приобретения, чтобы определить величину потерь, понесенных ими в случае переплаты, либо выигрыша, если они “недоплатили”.

Во многих случаях в качестве справедливой стоимости допускается использовать цену приобретения в случае соглашений между не связанными между собой сторонами – это называется “сделками на вытянутой руки” (“arm’s length transactions”). Расчет дисконтированных денежных потоков, как правило, подтверждает эту стоимость.

Теги: commodity supply contracts mortgage-servicing rights PCC амор клиентская информация клиентские отношения нематериальные активы объединение бизнеса соглашения о неконкуренции справедливая стоимость

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru