Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 26 Августа 2015 г.


“Поезд” EPSAS – европейской версии международных стандартов учета для организаций общественного сектора – можно сказать, тронулся, но пройдет еще немало времени, прежде чем во всех 28 странах ЕС установятся единые гармонизированные стандарты.

Греческий долговой кризис, очевидно, привлек внимание Европы к проблемам финансовой отчетности на госпредприятиях. Недавнее очередное разрешение ситуации само по себе стало напоминанием, что переход на единые, основанные на методе начислений стандарты и так уже запаздывает.

Главная задача единых гармонизированных стандартов EPSAS (European Public Sector Accounting Standards) была сформулирована Еврокомиссией еще в 2011 году. Приверженцы считают, что стандарты должны сыграть критическую роль в европейском реформировании финансовой отчетности общественного сектора, точно так же как IPSAS (первоначальный вариант EPSAS) играет свою роль в глобальном масштабе. Греция наглядно показала все традиционные ограничения кассового метода учета и подчеркнула потребность в надежной, прозрачной и сопоставимой отчетности госструктур.

В 2012 году Европейская комиссия постановила, что IPSAS должны стать подходящей основой для разработки их европейского варианта, EPSAS. Оригинальные стандарты, как известны, основаны на МСФО и вообще очень близки им везде, где это только возможно. Если частный бизнес может использовать МСФО в качестве универсального языка отчетности, как следствие, делая возможным сравнение отчетности разных компаний между собой, почему того же самого нельзя обеспечить для госсектора?

В 2013 году Комиссия отчиталась, что преимущества стран-членов ЕС от перехода на ESPAS будут несомненными, и – что? И ничего не произошло. Прогресс прошлого года также был весьма условным. Специальная рабочая группа под председательством Жана-Клода Юнкера явно не торопилась с определением места для новой системы стандартов в плане своих работ.

Усиление греческого кризиса в этом году стало резким порывом ветра, раздувшим тлеющие угли, но только надолго ли? Брюссель вроде бы возобновил обсуждения того, как необходимо модернизировать прозрачность и сопоставимость отчетности для лучшего отражения новых реалий.

“Мы все еще работаем над конкретным предложением по EPSAS, в особенности в отношении необходимого руководства по разработке стандартов EPSAS в будущем” – говорит Александр Макаронидис (Alexandre Makaronidis), глава рабочей группы, занятой разработкой стандартов в Офисе статистики Европейского союза (“Евростате”). – “Прежде всего, техническая работа, которую мы делаем на операционном уровне – это подготовка идей к включению в предложение. Мы продолжим встречаться представителями стран-членов ЕС и экспертами, в то же время планируя долгосрочную формальную рабочую группу по EPSAS для поддержки проекта”.

Обсуждения – это, конечно, уже неплохо. Еще лучше, если вместо обсуждений - конкретные действия. Но даже простые разговоры с некоторыми членами рабочей группы совсем недавно, в июне и июле этого года, показали, что путь пока неблизкий. Эти неформальные встречи, на которых иногда присутствуют представители CIPFA (Института государственных финансов и бухгалтерского дела), Евростата и аудиторов E&Y, а также нескольких стран ЕС, должны приобрести больше формальности и больше конкретики в сентябре на Мальте, где обещано присутствие представителей уже всех стран ЕС.

Томас Мюллер-Маркес Бергер (Thomas Müller-Marqués Berger), глобальный руководитель отчетности организаций общественного сектора в E&Y, говорит, что проект EPSAS необходимо ускорить, если мы хотим, чтобы он оставался актуальным. Чем больше мы ждем – говорит он - тем больше стран станут в этом плане независимыми, приняв у себя IPSAS и уйдя прочь от самой идеи EPSAS. “Если все страны ЕС уже сейчас хоть в какой-то мере используют IPSAS, скоро никакой потребности в проекте EPSAS не будет вообще” – предупреждает он.

Нельзя даже сказать, что это так уж плохо. Уже довольно многие европейские правительства перешли на отчетность по IPSAS. Например, Латвия, которая заставляет таким образом подготавливать отчетность федеральных и муниципальных правительственных организаций. В той же Греции власти объявили о своем решении, отталкиваясь от IPSAS, по-быстрому разработать новые основы отчетности общественных организаций, чтобы вести мониторинг госфинансов (причины этого решения, думаем, объяснять лишний раз не стоит). А в Великобритании по факту уже и так самая высокая степень соответствия IPSAS, потому что там по-особому трактуют применимость МСФО в контексте госфинансов, и вот результат.

Между тем, внедрение европейской версии, во-первых, потребует еще нескольких лет, а во-вторых – уже сейчас сталкивается с сопротивлением, особенно со стороны таких стран как Германия, Голландия, Италия и в какой-то степени Франция. Эти страны вообще не хотят идти в направлении EPSAS, утверждая, что у них слишком много связей с IPSAS.

Но так думают далеко не все. Ян Каррутерс (Ian Carruthers) - исполнительный директор политики и стандартов в CIPFA, а по совместительству и член Совета по международным стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора, что все объясняет – говорит, что необходимо держаться настолько близко к IPSAS, насколько это возможно. Поэтому если уж все пойдут тропой EPSAS, ни в коем случае нельзя допускать существенных отклонений от оригинала: в противном случае утратится сопоставимость на международном уровне. Например, нельзя допускать, чтобы стандарты EPSAS требовали отражать лицевую стоимость долга вместо реальной экономической (“справедливой”) стоимости, говорит он. За примером далеко ходить не надо – это снова та же Греция.

По материалам: Public Finance International

Теги: EPSAS European Public Sector Accounting Standards IPSAS госпредприятия долговой кризис кассовый международные стандарты учета для организаций общественного сектора метод начислений общественный сектор отчетность госструктур

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru