Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 9 Октября 2015 г.
В продолжение новости: “Самые фундаментальные изменения в международных налоговых правилах за почти сто лет”
В понедельник Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала свой так давно ожидаемый “финальный отчет” по BEPS (иначе говоря – по противодействия нелегальным практикам размытия налоговых баз и перемещения прибылей в низконалоговые юрисдикции). С самого момента анонса Плана действий в 2013 году было очень много спекуляций относительно реальной возможности ОЭСР уложиться в слишком узкие временные рамки и одновременно выполнить все поставленные задачи. Итоговый результат потенциально означает настолько серьезное обновление международного налогового законодательства, какого никто не видел в течение последних ста лет – так отозвался об итоговой публикации генеральный секретарь ОЭСР Энджел Гурриа (Angel Gurría).
Широкая общественность, медиа и некоторые политики активно требовали изменений в течение довольно продолжительного периода времени. Международные компании уже давно ассоциируются с агрессивным налоговым планированием в рамках и за пределами дозволенного. Каждый год они зарабатывают миллиарды прибылей, а налоговые отчисления с них вводят в недоумение.
Бизнес модели, разработанные с учетом потребностей цифрового века и глобализации, давно стали новой нормой. Прежние международные налоговые правила, говоря простым языком, просто не успевают уже за темпом движения вперед финансового мира. Что же делать? Давайте вернемся на секунду на два года назад и вспомним ключевые задачи проекта ОЭСР по BEPS. План действий оговаривает 15 пунктов, все из которых можно условно разбить по трем категориям:
- Связность и полнота национальных налоговых правил, влияющих на международную активность компаний
- Фокус на требованиях к сущности транзакций
- Увеличение прозрачности и определенности
Большинство, наверное, согласится, что все три категории звучат обоснованно, и что именно это требуется международным компаниям в плане налогового регулирования. В то же время успех внедрения и возможная значительная нагрузка на международные компании стали предметом беспокойства самих налогоплательщиков.
Что стало понятно из финального отчета ОЭСР?
Организация экономического сотрудничества и развития признает практическое внедрение ключевым фактором для дальнейшего прогресса с проектом BEPS. На протяжении всего периода консультаций, однако, стали очевидны все сложности внедрения. 19 стран приняли около 30 односторонних мер, вероятно, отражающих уровень их сегодняшних налоговых режимов и желание поддержать хоть какие-то инициативы BEPS. Но в то же время это четко показало желание отдельных стран просто выбрать те рекомендации, которые им нравятся, что означает сильную неопределенность будущего режима налогового регулирования для международных компаний. Эта неопределенность, как видим – прямое противоречие одной из трех ключевых основ самого проекта.
Как многие уже успели убедиться, ОЭСР отнюдь не прячется от проблем внедрения. Довольно скоро после опубликования документа Организация заявила, что после того как лидеры G20 ознакомятся с ним в Анталии на своей следующей встрече в середине ноября, весь фокус внимания будет смещен в сторону создания единых основ мониторинга и поддержки BEPS, и все страны приглашаются к участию на абсолютно равных условиях.
Так о чем говорят нам рекомендации?
- По-новому акцент будет ставиться на том факте, что прибыли международных компаний – там, где они ведут свою деятельность, и где происходит создание стоимости. Безусловно, для самих международных компаний это означает большую налоговую нагрузку
- Нематериальные активы остаются в зоне самого пристального внимание. Чтобы шла генерация прибыли по нематериальным активам, необходимо принимать во внимание, где именно создаются эти активы, где происходит их улучшение (если таковое имеет место), где они используются. Идея того, что юридически обоснованное владение само по себе создает стоимость, устарела
- Риски – также в центре внимания, особенно если речь идет о контрактной их разновидности. Компания-налогоплательщик должна уметь продемонстрировать, что они осуществляют контроль над рисками через систему риск-менеджмента, и что даже важнее – имеют финансовые возможности принять на себя риски, чтобы иметь право на доход, ассоциирующийся с конкретной транзакцией
- “Богатые на капитал” компании с небольшой или ограниченной экономической активностью не имеют право на сверхприбыли
- Предложены давно ожидаемые поправки к старому определению “постоянного представительства” (permanent establishment)
- Четвертый пункт Плана действий (Action 4: “Ограничение размытия налоговой базы с использованием процентных отчислений и других финансовых платежей”) может потенциально иметь влияние на эффективные налоговые ставки. Конечно, это будет зависеть от юрисдикции и сектора экономики. Работа над этим пунктом продолжится и, по оценкам, будет завершена к 2017 г.
- Почти 90 стран сегодня работают вместе над многосторонним инструментарием, который позволит быстро оценивать прогресс с внедрением мер в уже действующие сегодня двусторонние налоговые соглашения. Такой инструментарий должен быть готов в следующем году.
И куда нам теперь?
ОЭСР со своим традиционно консервативным подходом оценила, что сегодня от 100 до 240 миллиардов долларов недосчитываются ежегодно в результате потерь от BEPS. Это от 4 до 10% общемировой налоговой прибыли. Далеко не все важные вопросы уже решены.
Организация взвалила на свои плечи очень достойный проект и в праве ожидать, что работа над ним продолжится, чтобы выполнялись все три ключевые основы. Теперь пришло время для бизнеса и налоговых инспекций отдельных стран, набрав в легкие побольше воздуха, взяться за всесторонний анализ Плана действий BEPS. Только тогда можно будет убедиться, насколько мы все объединены ради общей благой цели – модернизации международной налоговой системы по современным требованиям.
По материалам: Accountancy Age
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU