Следующий год обещает стать весьма непростым для российских компаний, чьи акции котируются на бирже. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) готовит ряд нововведений, которые коснутся не только компании в целом, но и их руководителей персонально. Скоро вся страна сможет узнать, сколько зарабатывают менеджеры и члены советов директоров ведущих российских фирм. «Перед нами стоит задача решить в следующем году вопрос с раскрытием информации исполнительных органов и членов советов директоров компаний, которые находятся в листинге фондовых бирж. Эти сведения будут раскрываться в рамках отчетности компаний, предоставляемой на биржи. Контролировать этот процесс также будут биржи», – заявил вчера на II Национальном конгрессе корпоративных директоров председатель ФКЦБ Игорь Костиков. Вторая инициатива комиссии касается финотчетности. «Мы хотим, чтобы компании, находящиеся в листинге, уже в 2004 году отчитались по МСФО», – сообщил Игорь Костиков. Он пояснил, что «эти задачи находятся в рамках политики по расширению прозрачности российских эмитентов, которую проводит ФКЦБ». Этим планам, видимо, не сможет помешать даже инициатива Минэкономразвития о создании единого госрегулятора всех финансовых рынков. Дело в том, что сама идея «мегарегулятора» реализована будет не скоро. Об этом корреспонденту «НГ» рассказал председатель ФКЦБ Игорь Костиков.
-Игорь Владимирович, какое решение принято правительством по «мегарегулятору»?
- Было решено изучить целесообразность этого шага. Президент и премьер-министр сказали четко – спешить не будем. Рассмотрение предложения о мегарегуляторе отложено на следующий год. Пока же решение на правительстве было принято одно – использовать коллегию ФЦКБ в качестве координирующего органа по регулированию финансовых рынков. Все функции коллегии прописаны в законе, но беда в том, что мы ее пытались раз десять собрать, но на нее никто не приходил.
- Вы сегодня рассказывали о повышении прозрачности эмитентов. Планируется ли как-то повышать прозрачность компаний, управляющих пенсионными накоплениями граждан?
- У нас есть соответствующий проект постановления правительства, который позволяет усилить прозрачность управляющих компаний. Но он уже давно находится на рассмотрении в МЭРТе. При этом Дмитриев (первый замминистра. – Прим. «НГ») говорит, что надо срочно усилить прозрачность компаний, а Дворкович (замминистра. – Прим. «НГ».) никак не согласовывает этот документ.
- Сегодня много говорят о необходимости передачи функций регулирования рынка саморегулируемым организациям
- Глава Комиссии США по рынку производных финансовых инструментов Джеймс Ньюсом недавно рассказал, что в США было создано два сегмента рынка – один жестко регулируемый, другой либеральный. Через некоторое время все инвесторы и профучастники ушли с либерального рынка на регулируемый сегмент. Сегодня весь мир практически отказывается от саморегулирования рынка. Поскольку саморегулирование – это лоббирование интересов одной из сторон. В той концепции, которую мы сегодня слышим, – это лоббирование интересов финансовых посредников за счет интересов инвесторов. К сожалению, этот посыл, который исходит и от некоторых госчиновников, очень негативно воспринимается инвесторами. На рынке есть место саморегулированию, но оно должно ограничиваться интересами инвесторов. Там, где затрагиваются интересы инвесторов, – должно быть госрегулирование.