Технические регламенты в строительстве:в двух шагах от финишной прямой

Компания: Консорциум «Кодекс»

Дата публикации: 12 мая 2009

Оба проекта, представленные на обсуждение, являются наиболее ожидаемыми и значимыми для строительной отрасли. Как отметил председатель Комитета, президент Информационно-правового консорциума «Кодекс» Сергей Тихомиров, судьба будущих регламентов в строительстве в последний год складывалась непросто: принятый 27 декабря 2002 года ФЗ «О техническом регулировании» внес глобальные изменения в существовавшую ранее систему регулирования в строительстве, на долгие 6 лет лишив ее, по сути, доказательной базы. Решить проблему должны были новые технические регламенты, принятия которых строительная общественность ожидала годами, наблюдая, как по тем или иным причинам сроки их подготовки и принятия переносились. Сегодня ситуация сдвинулась с мертвой точки и законопроекты все-таки вышли на стадию принятия.

Участниками совещания стали около 100 человек – представителей строительных, проектных и изыскательских предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В заседании Комитета приняли участие Вячеслав Петрович Блинов, эксперт Государственной Думы по вопросам строительства, заместитель руководителя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве, Андрей Николаевич Лоцманов, первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, и Елена Викторовна Чеготова, ведущий юрисконсульт Службы государственного строительного надзораюи экспертизы Санкт-Петербурга.

Андрей Лоцманов в своем выступлении напомнил собравшимся о том, что до окончания реформы технического регулирования остался год. Также он рассказал об эволюции технического регулирования в ЕС от директив старого к директивам нового подхода и провел аналогию с текущей ситуацией в данной сфере в России: «Качество товара во всем мире определяется условиями рынка и требованиями покупателей. Задача государства – гарантировать безопасность продукции. Чтобы определить, насколько та или иная продукция соответствует стандартам, существует система оценки соответствия. Технологии развиваются быстрее, чем законодательство – такова основная проблема директив старого подхода, объединяющих стандарты в единый документ. Именно это стало причиной отказа от них в ЕС 20 лет назад. Вышедший в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» нес в себе все признаки директив старого подхода, а первый регламент напоминал «справочник управдома» на 7 тыс. листов».

В 2007 году по инициативе РСПП были внесены изменения в закон, позволяющие ввести принципы «нового подхода». Все регламенты, вышедшие после внесения изменений, дают общие рекомендации и опираются, с одной стороны – на стандарты, с другой – на своды правил.

«Написание непосредственно регламента занимает примерно 15% работы, план его внедрения – еще 5%. Львиная же доля приходится на работы по обновлению стандартов и сводов правил. В европейской практике ввод новой директивы происходит через 2-3 года после ее принятия, после того как готов весь пакет норм, стандартов и правил. К сожалению, российские компании объективность такой задержки понимают не всегда, – сказал А. Лоцманов и призвал участников конференции внимательней следить за событиями в сфере технического регулирования. – Зачастую компании даже не знают о том, что готовится тот или иной регламент, и не готовят производство под меняющиеся условия. Не думайте, что вас это изменение не коснется. Внимательно изучайте проекты регламентов. Если вы нашли ошибку, не умалчивайте о ней, не надейтесь, что кто-то будет так же внимателен. Гораздо проще внести изменения в проект, чем в принятый закон».

Вячеслав Блинов в своем докладе подробно остановился на самих проектах технических регламентов и доказательной базе к ним. По его словам, несмотря на то, что в настоящий момент отрасль находится в сложном положении, выходы регламентов и последующие вслед за этим изменения положительно скажутся на строителях. «Вне зависимости от типа здания, оно должно быть безопасным, поэтому на строительной площадке нет и не может быть документов добровольного применения», – образно заявил докладчик. Его поддержал Андрей Лоцманов, высказавшийся в том ключе, что всякая добровольность стандарта заканчивается на этапе выбора его организацией, после чего стандарт для нее становится обязательным к применению.

По словам Елены Чеготовой, предложенные документы требуют серьезных доработок: «Проект регламента «О безопасности зданий и сооружений» содержит ряд противоречий. Например, такой термин, как «строение», в нем вообще не фигурирует. Непонятно, на кого возлагаются полномочия надзора за эксплуатацией нежилых зданий. Появился такой новый документ, как «паспорт», форму которого еще предстоит разработать. Неясна ситуация с расчетом. Однако даже если экспертиза найдет в нем серьезные недоработки, это не может стать причиной выдачи отрицательного заключения. Существует перечень причин для отказа, и данного основания в нем нет». По словам представителя Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, это только часть замечаний.

«Представители бизнеса часто проявляют непростительное равнодушие к тем или иным законодательным инициативам. В результате – законы выходят с ошибками, цена которых не только прибыль конкретной компании, но и дестабилизация ситуации в целом ряде отраслей, социальная напряженность и человеческие жертвы. В оправдание компаниям могу сказать, что и сами проекты регламентов существуют в таком количестве редакций, что зачастую невозможно разобраться в том, чей проект является официальным и какая редакция в настоящий момент находится в работе. В этих условиях важно помочь компаниям сориентироваться в этих хитросплетениях и наладить диалог законотворцев и бизнес-сообщества», – подвел итог обсуждению Сергей Тихомиров.

Пресс-центр Российской сети ЦНТД «Техэксперт»

Теги: выставки конференции семинары