Gaap.ru

Имущественные права на выставку

Автор: Фокин Геннадий Васильевич 2017, 2019 Международная школа IP-Менеджмента цифровой экономики Председатель ТК ИСИН, Эксперт-аудитор КМК НК ПМИС Со-Председатель конференции «IP-Активы и IP-Менеджмент» Координатор IP-Менеджмента «Университет ПЛЮС» ТвГУ
Дата публикации: 14 Ноября 2019


© Фокин Геннадий Васильевич 2017, 2019
Международная школа IP-Менеджмента цифровой экономики
Председатель ТК ИСИН, Эксперт-аудитор КМК НК ПМИС
Со-Председатель конференции «IP-Активы и IP-Менеджмент»
Координатор IP-Менеджмента «Университет ПЛЮС» ТвГУ

Проблематика — интеллектуальная собственность; авторское и смежное право; технологии и ноу-хау (секреты производства); профилактика рисков увлечения патентным, пренебрежения авторским правом, упущенной выгоды и правонарушений; IP-Активы и IP-Менеджмент; оптимизация и повышение эффективности нематериальных активов; лицензионная политика и практика; оформление спецификации РИД, авторского свидетельства и сертификата правопреемника; паспортизация IP-Активов и ноу-хау франшиз, добавленная стоимость прав в НИОКР, РНТД и т.д.

Казалось бы, какое отношение это имеет к IP-Активам (включая нематериальные активы и налоговые льготы или правонарушения организатора выставки), IP-Менеджменту, ноу-хау, франшизам и конкуренции на рынке выставочной индустрии. Пробуем разобраться и «мотать на ус» — по сути, это относится к любому публичному мероприятию.

Чтобы выставка прошла успешно для экспонентов и посетителей, ее организация и проведение должны быть креативными и эффективными. Подготовка и организация выставки для ее экспонентов и посетителей остаются за кадром, но требуют больших инвестиций, трудозатрат и профессионализма. Проведение выставки у всех на глазах, но постоянно корректируется неожиданными обстоятельствами и дополняется различными мероприятиями, например, презентации в составе ее деловой программы.

Если выставку рассматривать как имущественный комплекс, то что формирует этот актив и пассив? Как организатор выставки превращается в ее собственника и монополиста? Как ему подтвердить и использовать свои права? И какие именно права, и в чем их выгода?

Порядок организации и проведения выставки можно оформить сценарием, методикой, регламентом, стандартом на процесс как результат интеллектуальной деятельности (РИД). Если добавить в них новизны, уникальности и/или оригинальности, то путем оценки соответствия РИД условиям охраны авторским, смежным, патентным правом этот сценарий, методику, регламент, стандарт можно объективно признать интеллектуальной собственностью (объектом авторского права), в отношении которой законодательно признаются интеллектуальные права, одно из которых является имущественным (!) — исключительное право, актуальное в период нескольких поколений.

Также целесообразно провести оценку стоимости этого исключительного права по критериям эффективности, перспективности и страхование рисков нарушения, утраты всего комплекса интеллектуальных прав. Это исключительно полезно для инвестиционной, арбитражной практики и компенсации потерь страховой премией.

Если сценарий, методика, регламент, стандарт организации и проведения выставки имеет самостоятельно используемые и охраняемые авторским правом составные части, по это уже совокупность имущественных прав и коллекция новых возможностей, конкурентных преимуществ — задача создания продукта и собственности, монополизации мероприятия на рынке и защиты прав, капитализации нематериальных активов и ликвидности бизнеса решена. Но для оценки соответствия потребуется спецификация РИД для идентификации его сути и видовых признаков, нужны специалисты по оценке соответствия РИД (компетентность) и главное — объективность оценки соответствия РИД.

Типовые формы спецификаций РИД стандартизованы для объектов авторского, смежного, патентного права и ноу-хау (стандарты АСМК.013МУ-2013, СТО АСМК.021МУ-2015), но их заполнение — искусство не для организатора выставки и его консультантов в лице аудитора, оценщика, патентоведа, юриста… нужны специалисты по паспортизации, менеджменту и управлению рисками гражданского оборота интеллектуальной собственности (ГОИС) — приходится искать поводыря. (высшая школа их не готовит).

Интеллектуальная собственность нематериальна и рекомендации консультантов зачастую приводят к негативным последствиям, например — увеличению издержек производства (о правонарушениях введения в заблуждение пока не говорим). Для объективного признания интеллектуальной собственности и прав на нее нужны право-подтверждающие документы для ГОИС и их сертификация установленным требованиям, задачам, практикам.

Сертификация продукции на соответствие стандартам и условиям договоров — международная практика профилактики рисков упущенной выгоды и правонарушений в сфере проектирования, разработки, производства, реализации, экспорта, импорта. Задачи сертификации РИД — объективное (не зависимое от поставщика, потребителя, контролера) признание и паспортизация интеллектуальной собственности с целью:

  • обеспечения право-подтверждающими документами на интеллектуальную собственность для предпринимательской деятельности и арбитражной практики;
  • аудита интеллектуальных, нематериальных активов и оценки имущественных интеллектуальных прав, имущественной ценности нематериальных активов;
  • защиты инвестиций и страхования рисков имитации, нарушений, утраты интеллектуальных прав;
  • профилактики рисков упущенной выгоды и административных, налоговых, уголовных правонарушений гражданского оборота интеллектуальной собственности.

Для объективного признания интеллектуальной собственности, созданной работниками в порядке трудовых отношений и обязанностей, имущественных прав на нее и закрепления этих прав за выставочной компанией, необходимо большое количество право-подтверждающей документации и трудозатрат — эти задачи целесообразно решать в порядке реализации программы инновационного развития интеллектуальных активов выставочной компании и практик профессионального менеджмента интеллектуальной собственности (ПМИС) для защиты инвестиций в выставочную деятельность и инновации. Защиты не интеллектуальной собственности (при наличии право-подтверждающих документов это дело достаточно простое), а именно инвестиций (!).

Оптимизация задачи объективного признания интеллектуальной собственности и прав на нее (сертификации) решается с использованием договора авторского заказа или договора об отчуждении исключительного права. Но их шаблоны из правовых информационных систем не подойдут — всегда придется исходить из конкретных задач и рисков.

Вместе с тем, задача объективного признания и паспортизация интеллектуальной собственности уже решена стандартами ПМИС серии «Интеллектуальная собственность и инновации» и профильными системами признания и паспортизации IP-Активов — например, по правилам системы сертификации СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00, стандарт СТО.9003-10-2011).

К сожалению, профессиональные сообщества, например, «Российский Союз Выставок и Ярмарок» или «Российская Ассоциация Франчайзинга», претендующие на методологию практик соответствующего рынка, ничего подобного не имеют. Попытки создать в 2017-м году «корпоративную» систему сертификации менеджмента интеллектуальной собственности «Творческий капитал» без правонарушений успехом не увенчались.

Между тем, правила СДС ОИС позволяют легализовать интеллектуальную собственность любой сложности. В результате оценки соответствия РИД и право-подтверждающих документов требованиям стандартов ПМИС оформляется отчет об оценке соответствия РИД, авторское свидетельство и сертификат признания правопреемника.

Заинтересованное лицо может получить стандартизованную форму спецификации РИД с рекомендациями по ее заполнению, паспорт интеллектуальной собственности, программу инновационного развития интеллектуальных активов, лицензионную политику и адаптированные к своему бизнесу методики или новые стандарты ПМИС как свою интеллектуальную собственность — нематериальные активы будет чем наполнить и предприятие капитализировать без рисков практикуемой оценки имущественных прав.

Относительно объективного признания и паспортизации интеллектуальной собственности понятно всем, но вот зачем? — главный вопрос каждого рачительного предпринимателя и хозяйствующего субъекта. Пробуем разобраться: главное преимущество — монополия без нарушений антимонопольного законодательства; судебная защита прав, инвестиций и страхование рисков; кроме этого — конкурентные преимущества:

  • добавленная стоимость НИОКР, РНТД, продукции, технологий, инноваций, ноу-хау;
  • замещение дивидендов из прибыли на лицензионное вознаграждение учредителям;
  • инвестиционная привлекательность имущественных прав и льготы по НДС, прибыли;
  • капитализация предприятия и ликвидность бизнеса за счет нематериальных активов;
  • монополия единственного поставщика-лицензиара по конкурсным закупкам;
  • паспортизация интеллектуальной собственности и ноу-хау франшиз;
  • паспортизация продукции и технологий с интеллектуальной собственностью;
  • расширение продуктовой линейки и построение лицензионных сетей (франчайзинг);
  • формирование и увеличение уставного капитала исключительными правами;
  • эффективная лицензионная политика, практика и другие бизнес-выгоды.

Выставка, сама по себе, является очень дорогостоящим активом. Ее задача — помочь производителю, смежнику, поставщику и покупателю найти друг друга. Но организатор выставки может предложить экспонентам и посетителям гораздо больше. Например, в области гражданского оборота их интеллектуальной собственности это:

  • аудит, прогноз эффективности и таргетинг интеллектуальной собственности;
  • аутсорсинг профессионального менеджмента интеллектуальной собственности;
  • защита инвестиций в интеллектуальные активы, инновации и управление рисками;
  • инвентаризация и оптимизация состава, учетной стоимости нематериальных активов;
  • объективное признание и паспортизация интеллектуальной собственности, ноу-хау;
  • оценка соответствия РИД условиям охраны авторским, смежным, патентным правом;
  • оценка стоимости и страхование рисков имитации, нарушений, утраты прав;
  • паспортизация РНТД, технологий и продукции с интеллектуальной собственностью;
  • приватизация и закрепление имущественных интеллектуальных прав;
  • формирование лицензионной политики и управление рисками лицензионной практики.

В этом случае выставочная компания должна провести обучение своих сотрудников по коммерциализации их компетенций и включить в свои сценарии, методики, регламенты, стандарты организации и проведения выставки необходимые сервисы IP-Менеджмента (не путать эти практики с моделью «Выставка без контрафакта», потому что контрафакт — реализация продукции, маркированной чужим средством индивидуализации, которая на выставках практически не встречается… все рекламируют только свое), например, по рекомендуемой программе подготовки, организации и проведению выставки:

  • Цель и Целевая аудитория
  • Задачи экспонентов, посетителей, организатора и региона, отрасли
  • Заинтересованные лица (экспоненты, посетители, ведомства)
  • Тема и Концепция (включая виртуальную выставку) и Управление рисками
  • Проведение (требования, условия, ресурсы, база данных, сайт, качество)
  • Экспозиция (инфраструктура, обеспечение, логистика, привлечение)
  • Сценарий и Оформление (включая дизайн, средства индивидуализации)
  • Деловая программа (семинары, конференции, конгрессы, обсуждения)
  • Культурные мероприятия (в случае целесообразности или необходимости)
  • Унификация и Тиражирование (включая съемку, адаптацию, модификацию)
  • Коммуникации (организация, проведение, завершение, поддержка)
  • Подготовка и Организация (включая технический персонал)
  • Согласования (организационные, технические) и Администрирование
  • Таргетинг и Сервисы (организатор, экспоненты, посетители, ведомства)
  • Интеллектуальная собственность и Лицензионная политика
  • Реклама и Приглашение (экспоненты, посетители, ведомства)
  • Информационная поддержка (сайт, средства массовой информации)
  • Взаимодействие с ведомствами (уведомления, согласования)
  • Архивирование информационных материалов (база данных, сайт)

Задачи профилактики правового нигилизма и защиты инвестиций в инновации, интеллектуальные активы решают: техническое регулирование гражданского оборота, объективное признание, паспортизация интеллектуальных активов необходимыми право-подтверждающими документами; учебные программы и мастер-классы международной школы IP-Менеджмента; международные консультационно-методические конференции серии «Интеллектуальная собственность: добавленная стоимость и монополия инноваций цифровой экономики»; стандарты и практики IP-Менеджмента.

Использование международного стандарта «IP-Менеджмент. Требования, правила, рекомендации» и отраслевых стандартов ПМИС позволит оптимизировать создание и корпоративной, региональной, отраслевой СМК интеллектуальных активов и франшиз. Естественно, это определяет перспективы экономического роста бизнеса.

Интеллектуальная собственность стала объектом инвестиций и драйвером мировой экономики имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, бизнес-технологии; способом реализации монополии исключительного права без нарушения антимонопольного законодательства; инструментом создания и поддержки производственных и торговых сетей на условиях франчайзинга; добавленной стоимостью стартапов, технологий и продукции; золотовалютным резервом в составе нематериальных активов и главным обеспечением ликвидности бизнеса.

Отечественный бизнес инвестирует в инновационные технологии и интеллектуальные активы. При этом, интеллектуальная собственность, нематериальные активы и договорная практика, как правило, не обеспечены право-подтверждающими документами в необходимом объеме и качестве — так как, ни один договор, сам по себе, не подтверждает наличия интеллектуальной собственности (охраны РИД авторским, смежным, патентным правом) и объективного признания интеллектуальных прав. Договор устанавливает только условия и обязательства сторон сделки в отношении нематериального объекта.

Особенно неприятно, когда не определены задачи и приоритеты инвестиций в инновации; интеллектуальные активы и бизнес заточены на патентное (очень краткосрочное и спорное) право, пренебрегая авторским правом; при этом, у работников (должностных лиц) и привлекаемых консультантов не хватает профессиональной компетентности и «лебедь, рак и щука» тянут в разные стороны, а учет нематериальных активов свидетельствует об уклонении от налога на прибыль и копирайт на сайте свидетельствует о введении контрагентов в заблуждение, так как под него нечего предъявить.

Защиту инвестиций и профилактику рисков упущенной выгоды, административных, налоговых, уголовных правонарушений ГОИС в объективной форме технических заданий, рецептур, спецификаций, публикаций, диссертаций, методик бизнес-процессов и стандартов на технологии (объектов авторского права и ноу-хау); учета и использования нематериальных активов обеспечивают: объективное признание (сертификация) и паспортизация интеллектуальной собственности право-подтверждающими документами.

Как правило, это последовательное решение взаимосвязанных задач:

  • оценка соответствия стандартам, условиям договоров и эффективности РИД;
  • реализация программы инновационного развития интеллектуальных активов;
  • профессиональный менеджмент интеллектуальной собственности.

Помочь отечественному бизнесу могут и должны выставочные компании.

В завершение, немного о программе инновационного развития IP-Активов. По сути, это дорожная карта паспортизации объективно признанной интеллектуальной собственности право-подтверждающими документами для решения бизнес-задач: формирования и использования нематериальных активов; гражданского оборота интеллектуальной собственности; оценки и коммерциализации имущественных интеллектуальных прав; реализации лицензионной политики и добавленной стоимости; страхования рисков имитации, нарушения и утраты интеллектуальных прав; обеспечения доказательств для судебной защиты интеллектуальных прав и инвестиций.





Теги: IP-активы, IP-менеджмент, авторское право, имущественные права на выставку, интеллектуальная собственность, лицензионная политика, налоговые льготы, нематериальные активы, ноу-хау, организация и проведение выставки,