По материалам: IFRS
Когда-то Совет по международным стандартам финансовой отчетности выпустил сборник изменений к стандарту IAS 7 “Отчет о движении денежных средств”, которые вступили в силу с начала 2017 года. Обновленная версия стандарта потребовала от компаний раскрывать информацию по изменениям в обязательствах, возникающих в результате их финансовой деятельности. С тех пор прошло уже два года, и самое время посмотреть, как компании-составители отчетности справляются со своей новой обязанностью. Член IASB Ник Андерсон (Nick Anderson), который в прошлом профессионально занимался инвестициями, обсуждает в этой небольшой статье цели новых раскрытий и объясняет, как можно сделать их максимально полезными с точки зрения пользователей отчетности.
Изменения в IAS 7 потребовали от составителей отчетности предоставлять пользователям отчетности информацию по изменениям в обязательствах, возникающих в результате финансовой деятельности. Изменения эти могут иметь источником денежные потоки или что-то еще. Одним из способов выполнить данное требование является реконсиляция балансов открытия и закрытия по этим обязательствам – вещь, прямым образом не требуемая, но эффективная в плане обеспечения соответствия стандарту. Многие компании считают именно так.
Здоровье любого бизнеса, большого или малого, зависит от денежных потоков. Неудивительно, что пользователи отчетности часто фокусируются именно на их динамике. Вопросы, требующие ответа для эффективного анализа, следующие: потребляет или, наоборот, генерирует данная компания наличные средства, и может ли она выполнить свои денежные обязательства? Каким образом используется свободный денежный поток, и какова доходность на инвестированную наличность?
При этом сама по себе “наличка” всей истории рассказать не может. Вот простой пример: две компании идентичны между собой во всем кроме структуры финансирования. Компанию А приобретают за 100 млн. у.е., и у нее нет наличности, и нет долговых обязательств. Затраты на приобретение (инвестиционные денежные потоки в отчете о движении денежных средств компании-приобретателя) составляют ровно 100 млн. у.е.
Компания В имеет у себя долг на 40 млн. у.е. и приобретается за 60 млн. у.е. При таких условиях затраты на приобретение отражаются в отчете о движении денежных средств компании-приобретателя также на 60 млн. у.е., однако приобретение во втором случае означает, что приобретатель также принимает долговые обязательства на 40 млн. у.е. После консолидации бизнеса они отразятся на балансе.
С экономической точки зрения транзакции идентичны, но это становится очевидным пользователям отчетности лишь после получения информации об изменении наличности и долга:
|
Компания А |
Компания В |
|
(у.е.), млн. |
(у.е.), млн. |
Отчет о движении денежных средств |
(100) |
(60) |
Инвестиционный денежный отток на приобретение |
|
|
Приобретенный долг |
- |
(40) |
Экономический эффект приобретения |
(100) |
(100) |
Информация об изменениях долговых обязательств вместе с отчетом о движении денежных средств обеспечивает пользователей отчетности полным пониманием финансовой деятельности компаний и совершенных ими транзакций. В честности, реконсиляции по IAS 7 (или альтернативный вариант раскрытий) позволяет пользователям:
Все это оговорено в параграфе BC10 стандарта IAS 7.
Да. Однако базовые потребности пользователей отчетности в информации – те же самые. Реконсиляция чистого долга – это реконсиляция изменения статьи чистых долговых обязательств (за вычетом денежных средств и их эквивалентов). Некоторые компании, в том числе в Великобритании, выбирают именно такой вариант представления информации. В примере выше чистый долг организации-приобретателя увеличился на 100 млн. у.е. в обоих случаях, так что многие рассматривают этот показатель как полезный экономический индикатор.
Однако сам “долг” никак не определяется в стандартах МСФО, и ни один стандарт не требует его раскрытия, потому что найти общее определение долга очень затруднительно. Так что реконсиляции по IAS 7 отличаются от реконсиляций чистого долга, поскольку здесь речь идет о реконсиляции только лишь обязательств, возникающих в результате финансовой деятельности, но не изменений в чистых балансах. Однако реконсиляции по IAS 7 вместе с отчетами о движении денежных средств все равно способны обеспечить пользователей всей информацией, которую им нужно знать для анализа денежных потоков и долговых обязательств интересующих их организаций.
Реконсиляции по IAS 7 наилучшим образом соответствуют информационным ожиданиям пользователей, если они:
Это означает, что у пользователей отчетности не должно возникать проблем с соотнесением реконсиляций по IAS 7 с балансом и отчетом о движении денежных средств (см. параграф 44D) – это позволит им самим проверять свое понимание денежных потоков компании и ее финансовых соглашений. Сами компании-составители отчетности могут помочь пользователям в этом, добровольно представляя дополнительную информацию отдельно с реконсиляциями по IAS 7 (см. параграф 44Е) и обеспечивая полноту этой информации.
Компании в большинстве своем прекрасно осознают важность информации о денежных потоках и долговых обязательствах для пользователей, поэтому решают помочь их пониманию дополнительными данными. Для примера, они могут взять да и определить показатель “чистого долга” (“net debt”) в своей отчетности и опираться на него в ходе реконсиляций. Или же включить в реконсиляции составляющие, которые требованиями не охватываются, но которые сама организация считает важным с точки зрения финансовой деятельности фактором (например, пенсионные обязательства).
Такие дополнительные добровольные раскрытия могут оказаться очень полезными, но только в том случае, если раскрываемая информация не мешает соотносить реконсиляции по IAS 7 с другими частями финансовой отчетности. А такое может случиться, например, если показатель “чистого долга” нельзя легко определить из баланса, что не позволит пользователям отчетности видеть полную картину источников финансирования данной компании. В этом случае дополнительная добровольная информация принесет скорее вред, чем пользу, и если уж такая информация раскрывается, компаниям следует показывать ее отдельно от изменений в обязательствах, возникающих в результате финансовой деятельности (см. параграф 44Е).
Очень важно, чтобы реконсиляции по IAS 7 включали:
Если вдруг реконсиляции не включают этой информации, у пользователей могут возникнуть сложности с проверкой своего понимания денежных потоков компании-составителя отчетности.
Достаточный уровень детализации должен быть одним из основных факторов, которые компании принимают в расчет в ходе подготовки реконсиляций по IAS 7, так как именно это в конечном итоге позволит пользователям соотносить реконсиляции с другими частями финансовой отчетности. Но выбор уровня детализации важен и по другим причинам. Например, если детализация недостаточна, это негативно скажется на понимании денежных потоков в целом и ограничит возможности пользователей в оценке источников финансирования.
Как этого не допустить?
Компании также должны подумать над тем, не стоит ли им обеспечить пользователей дополнительными объяснениями составляющих реконсиляций по IAS 7. При принятии такого решения стоит отталкиваться от целей раскрытия: объяснение, вероятнее всего, требуется, если оно обеспечивает понимание пользователями отдельного финансового соглашения или транзакции. Поэтому компаниям следует объяснять:
Простой язык изложения не стоит недооценивать, ведь реконсиляции, содержащие полную и полезную информацию, будут действительно полезными, только если их можно легко понять. Очевидно, что качественные реконсиляции должны соответствовать описанным выше критериям, однако этот последний критерий простоты изложения стоит рассматривать отдельно еще на этапе подготовки реконсиляций.
Способствовать пониманию пользователей компании-составители могут следующим образом:
____________________________