Автор: Л.Д. Ревуцкий к.т.н., с.н.с., внештатный эксперт информагентства “ИВИС”, г. Москва
Источник: Библиотека ключевых показателей эффективности
Дата публикации: 14 Июля 2016
В деле определения любых видов стоимости, и особенно социально значимой кадастровой стоимости оцениваемых объектов, важнее научно-методического обеспечения такой работы ничего не существует.
Разработку методик оценки кадастровой стоимости объектов оценки нельзя доверять создаваемым на какое-то время рабочим группам, участники которых функционируют на общественных началах, т.е. работают бесплатно, так как в этих группах создаются идеальные условия для лоббирования тех или иных частных интересов, как правило, не совпадающих с интересами государства и общества. Результаты работы таких групп зачастую оказываются сомнительными, спорными, провоцирующими будущие конфликты, а, возможно, и социальную напряженность в обществе. Наивно ожидать, что итоги бесплатной кропотливой, весьма трудоемкой научно-методической оценочной работы будут качественными.
Полагаю, что для решения актуальных задач научно-методического обеспечения государственной кадастровой оценки (ГКО) в стране целесообразно создать малочисленный ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ (ЦМО ГКО), к работе в котором должны быть привлечены самые яркие, продвинутые научные умы оценочного сообщества России, имеющие большой опыт разработки методических материалов для оценочной деятельности и значительный практический опыт выполнения сложных оценочных работ.
К большому сожалению, таких людей в стране немного. Важно, чтобы в числе привлеченных к такой ответственной работе не оказались случайные в оценке люди с очевидными корыстными, лоббистскими наклонностями. Наличие у них ученых степеней докторов и кандидатов наук, ученых званий профессоров и доцентов, других почетных званий, не должно служить безотказным пропуском-допуском к решению актуальных задач значимого для всего населения страны методического обеспечения кадастровой деятельности. Только по общепризнанным высоким достижениям, по известным положительным результатам научной и методической работы этих людей можно судить о том, на что они способны, а что им не по силам, можно им доверить участие в преодолении проблем ГКО или нельзя.
Также важными будут харизма и статус человека, которому государство поручит возглавить такой Центр, учитывая, что у нас не так много людей, по своим научным, деловым и общечеловеческим качествам похожих, например, на Е.М. Примакова, который порученную ему государством работу всегда выполнял наилучшим образом.
Совсем необязательно, чтобы на работу в предлагаемый Центр пришли только люди с опытом разработки методик кадастровой оценки недвижимости. Ждать от них прорывных новаций в таком деле не приходится. Скорее всего, у таких людей будет проявляться инертность мышления.
Просто необходимо, чтобы к научно-методическому обеспечению кадастровой оценки стоимости объектов кадастра также были привлечены креативно мыслящие оценковеды, теоретики, практикующие профессионалы и аналитики методов и результатов оценочной деятельности, способные генерировать свежие, нетривиальные, прогрессивные идеи в этой сравнительно узкой области знаний.
С самого начала работы Центра должно быть подготовлено характеристическое описание полного круга объектов, по которым определяется кадастровая стоимость, с указанием принципиальных особенностей и отличий их от иных объектов оценки других видов стоимостей, устанавливаемых профессиональными оценщиками.
Особое внимание работники Центра должны уделять вопросам постоянного мониторинга, совершенствования, повышения качества разработанного к настоящему времени всеобъемлющего Реестра освоенных и неосвоенных, незастроенных и застроенных земельных участков - объектов государственного кадастра не комплексной и комплексной недвижимости страны. Темные пятна и ошибки в таком Реестре недопустимы: их обязательно нужно выявлять и устранять.
Следующим серьезным этапом в работе ЦМО ГКО неминуемо станет разработка научно обоснованной классификации объектов кадастровой оценки, без которой нельзя установить оптимальную номенклатуру (рациональное число) подлежащих созданию специализированных, разнообразных методик оценки кадастровой стоимости разных видов (групп) объектов государственного кадастра недвижимости.
После завершения указанных выше работ соответствующим работникам Центра придется вплотную заняться весьма трудоемким и затратным делом: изучением состояния вопроса с оценкой кадастровой стоимости всех видов недвижимости за рубежом и в нашей стране.
О подготовке обзоров (отчетов) о состоянии вопроса оценки кадастровой стоимости недвижимости в экономически развитых странах мира
По моему мнению, выполнение этой задачи целесообразно организовать следующим образом:
Инвентаризация накопленных к настоящему времени материалов и достижений по правовому и научно-методическому обеспечению государственной оценки кадастровой стоимости объектов ГКО в нашей стране
Ниже перечислены материалы, требующие пристального рассмотрения и анализа:
С изменениями и дополнениями от11 января 2011 г.
Решением О применении и внесении изменений в настоящие Методические указания см. письма Минэкономразвития РФ и от 29 января 2010 г. N Д06-251от 12 апреля 2010 г. N Д06-1125http://base.garant.ru/2162391/#ixzz4DFxshr4z
По результатам изучения и анализа перечисленных выше, и других аналогичных документов и материалов, а также после ознакомления с соответствующими библиографическими источниками информации по рассматриваемой тематике (монографии, учебники, учебные пособия, статьи в бумажных и электронных журналах, в интернете и прочих СМИ) должны быть выявлены и предложены для использования лучшие практики отечественного опыта научно-методического обеспечения государственной оценки кадастровой стоимости объектов Российского Кадастра недвижимости. Использование лучших практик зарубежного и отечественного опыта разработки современных, разных объектов кадастров недвижимости при создании подобных улучшенных методик в нашей стране позволит избежать множества возможных ошибок и упущений при проведении такой сложной, ответственной оценочной работы.
Учитывая особую социально-экономическую значимость результатов государственной кадастровой оценки объектов такой оценки для всех имеющихся в стране налогоплательщиков, целесообразно, на мой взгляд, продублировать работу указанного выше Центра объявлением среди членов отечественного оценочного сообщества сначала Всероссийского, а в последующие годы и Международного (например, Евразийского или в рамках ШОС) конкурса на лучшие методики ГКО по установленным направлениям их специализации.
В составе руководства и российских членов Конкурсной комиссии, созданной для рассмотрения предъявленных методик и подведения итогов этого конкурса, вижу С.Ю. Глазьева, А.Р. Белоусова, Р.С. Гринберга, Е.Г. Ясина, Е.Т. Гурвича, В.И. Маевского, В.В. Ивантера, других не менее уважаемых людей. Не имеет значения, что эти люди не имеют конкретных знаний по вопросам оценочной деятельности: здесь важно наличие широкого научного кругозора и здравомыслия.
Премии, установленные для призеров такого конкурса должны быть достойными по размеру в рублях - иметь не менее 5 - 6 нулей.
Конкурсную комиссию, после завершения этого конкурса и целенаправленного обновления и упорядочения ее кадрового состава, следует преобразовать в Экспертную группу по вопросам научно-методического обеспечения государственной кадастровой и других видов оценок стоимости объектов оценки, функционирующую под эгидой Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ.
Считаю необходимым заранее предостеречь будущих разработчиков современных методик ГКО всех имеющихся разновидностей объектов государственного кадастра недвижимости в том, чего ни при каких обстоятельствах и условиях, ни в коем случае делать нельзя:
Полноценных, доброкачественных, научно обоснованных методик государственной оценки кадастровой стоимости объектов отечественного Кадастра у нас никогда не было, нет и в ближайшее время не будет, а Федеральный закон о такой оценке - № 237-ФЗ в начале июля с.г. принят и вступает в действие с 01 января 2017 г. Очень хотелось бы знать, что в ближайшей перспективе предпримет Минэкономразвития РФ - отечественный регулятор оценочной деятельности по научно-методическому обеспечению проведения государственной кадастровой оценки в стране, какой найдет выход из создавшейся весьма непростой ситуации в этом вопросе?
Библиографические ссылки