Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»/. Законом, вступившим в силу 27 ноября 2018 г., внесены многочисленные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.
Согласно поправкам в часть первую НК РФ по новым правилам пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога включительно. Введено ограничение: сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ). Новые правила применяются в отношении недоимки, образовавшейся после 27 ноября 2018 г.
За ФНС России закреплено право с 27 декабря 2018 г. определять особенности учета в налоговых органах организаций (за рядом исключений) в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 83 НК РФ). Изменения, внесенные в часть вторую НК РФ, вступают в силу 1 января 2019 г.
НДС
В отношении услуг по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию льгота перенесена из п. 2 в п. 3 ст. 149 НК РФ, тем самым организациям дано право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения и принимать к вычету входящие суммы НДС.
В перечень операций, не подлежащих налогообложению, включены услуги по техническому управлению морскими судами и судами смешанного плавания, оказываемые иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (подп. 35 п. 2 ст. 149 НК РФ).
В связи с тем, что 31 декабря 2018 г. заканчивает действие льгота по НДС в отношении операций по реализации макулатуры (подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ), данные операции включены в п. 8 ст. 161 НК РФ, регулирующий правила определения налоговой базы налоговыми агентами при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов.
Претерпели изменения положения п. 21 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (введенные с 2018 г.), которые регулируют порядок учета сумм НДС при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций (далее — субсидии). Данные изменения действуют в отношении субсидий, полученных с 1 января 2019 г.
Так, прописан порядок вычета НДС в случае приобретения товаров, работ, услуг частично за счет субсидий. В этом случае НДС не подлежит вычету в соответствующей доле, что соответствует проп
исанному порядку восстановления НДС при частичной компенсации затрат.
Предусмотрено, что в случае предоставления субсидии на уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации уплаченная за счет таких субсидий сумма налога вычету не подлежит, а в случае, если ранее была принята к вычету, подлежит восстановлению.
Если раньше НК РФ требовал вести раздельный учет входящих сумм НДС при любом получении субсидий, то теперь только в ситуации, когда при предоставлении субсидий не определены конкретные товары (работы, услуги), на приобретение которых предоставляются указанные субсидии. В этом случае ведется раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и за счет иных источников. Данная поправка вполне логична, так как если субсидия конкретизирует затраты, то установить суммы НДС, относящиеся к данной субсидии, не составит труда.
Необходимо учитывать, что, если такие субсидии предоставлены на возмещение ранее понесенных затрат, восстановлению подлежат суммы НДС, принятые к вычету в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных субсидий, в соответствующей доле. Доля определяется исходя из суммы субсидий в общей величине совокупных расходов, осуществленных в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных субсидий.
По новым правилам при расчете доли в целях определения сумм НДС, подлежащих вычету и восстановлению (при частичной компенсации затрат или когда отсутствует конкретизация затрат), учитываются предъявленные суммы НДС.
Разрешено включать суммы НДС единовременно в состав прочих расходов по ст. 264 НК РФ, т.е. не капитализировать в стоимости товаров (работ, услуг). При этом, как следует из формулировок Закона, суммы НДС включаются в состав расходов независимо от того, учитывается ли в расходах сама стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).
Значимой поправкой является возможность принимать к вычету суммы НДС, если документами о предоставлении субсидий предусмотрено финансирование затрат без включения в них предъявленных сумм НДС. Если такие суммы НДС ранее были приняты к вычету, восстановлению они не подлежат. Как разъяснял ранее Минфин России, суммы НДС вычету не подлежат независимо от факта включения суммы НДС в субсидии (например, письмо от 31 октября 2018 г. № 03-07-11/782750).
Прописан порядок восстановления сумм НДС при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета затрат, осуществляемых за счет субсидий и за счет других источников (если субсидиями не конкретизированы затраты), во введенном подп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Акцизы
Внесен ряд уточнений в принятые летом изменения в главу 22 «Акцизы» НК РФ, часть из которых даже еще не начали действовать. Основные изменения касаются акцизов на нефтяное сырье и темное судовое топливо.
Так, законодатель поправил введенную с 1 октября 2018 г. ст. 1797 НК РФ, которой регулируется порядок оформления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья:
Уточнено определение темного судового топлива, признаваемого подакцизным товаром с 1 января 2019 г. (подп. 132 п. 1 ст. 181 НК РФ).
Поправлены расчеты ставки акциза на темное судовое топливо (п. 9 ст. 193 НК РФ) и на нефтяное сырье (п. 8 ст. 193 НК РФ).
При направлении нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку акциз уплачивается не позднее 15-го (вместо 25-го) числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции (п. 33 ст. 204 НК РФ). В такие же сроки представляется налоговая декларация (п. 5 ст. 204 НК РФ).
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Летом 2018 г. был принят закон, вводящий в НК РФ с 1 января 2019 г. новую главу 254 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».
Текущим Законом внесен ряд изменений в положения данной главы.
НДПИ
Теперь средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья доводятся через официальные источники ежемесячно в срок не позднее 10-го числа (вместо 15-го) следующего месяца (п. 3 ст. 342 НК РФ).
Дополнительно указана ситуация, когда коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (КТД), принимается равным 1, а именно в случае, когда разница между суммой налога, исчисленного без применения коэффициента КТД, и суммой налога, исчисленного с применением коэффициента КТД менее 1, превысит величину, равную объему осуществленных капитальных вложений, указанных в инвестиционной декларации (п. 6 ст. 3423
НК РФ).
Коэффициент, характеризующий экспортную доходность единицы (Кгп) условного топлива, устанавливается равным 1 с 1 января 2022 г. (ранее — 1 января 2021 г.) (п. 17 ст. 3424 НК РФ). В связи с этим коэффициент Кгп
устанавливается равным 1,4441 на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. включительно (подп. 1 п. 18 ст. 3424 НК РФ).
Налоговые преференции
Для участников специальных инвестиционных контрактов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток прописан порядок применения актов законодательства о налогах и сборах, отменяющих применяемые участниками/резидентами налоговые преференции (п. 41 и 42 ст. 5 НК РФ). Так, указанные участники/резиденты продолжают применять налоговые преференции до наступления наиболее ранней из следующих дат:
1) даты утраты льготного статуса;
2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта/соглашения.
Обязательным условием является ссылка в контракте/соглашении на льготные положения актов законодательства о налогах и сборах.
Налог на прибыль
Иностранная организация, осуществляющая деятельность по предоставлению в аренду или субаренду воздушных судов, может признаваться налоговым резидентом Российской Федерации при выполнении всех обязательных условий (подп. 4 п. 6 ст. 2462 НК РФ). Расширен перечень необлагаемых доходов, установленный п. 1 ст. 251 НК РФ, в него включены:
Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до 3 сентября 2018 г., подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г. Указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019–2022 гг. (п. 1 ст. 284 НК РФ).
В целях применения ставки 0% иностранной организацией, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом Российской Федерации, не имеет значения, выполняется ли в отношении нее условие о признании Российской Федерации местом управления такой организации (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Предусмотрено, что факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией деятельности по предоставлению в аренду или субаренду судов и (или) деятельности по международным перевозкам сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в РФ (п. 15 ст. 306 НК РФ).
Законом предусмотрено, что льготные положения в отношении реализации долей в уставном капитале и ценных бумаг в части освобождения доходов от уплаты НДФЛ (п. 172 ст. 217 НК РФ) и применения ставки 0% по налогу на прибыль (п. 41 ст. 284 и ст. 2842 НК РФ) применяются независимо от даты их приобретения (купленных как после, так и до 1 января 2011 г.), если реализация осуществлена с 27 ноября 2018 г. В отношении реализованных долей и ценных бумаг до 27 ноября 2018 г. действуют старые ограничения, а именно: покупка должна была состояться начиная с 1 января 2011 г.
Новые положения, которые летним Законом были установлены для международных холдинговых компаний в главе 25 НК РФ, начинают действовать раньше, чем изначально было задумано, а именно с 1 декабря 2018 г., и распространяют свое действие полностью на текущий налоговый период — 2018 г.
НДФЛ
Теперь освобождение от НДФЛ, предусмотренное п. 171 ст. 217 НК РФ в отношении реализации недвижимого и иного имущества, действует независимо от факта резидентства РФ.
Выход из организации, ликвидация организации
Прямо отрегулировано, что в целях налога на прибыль к доходам в виде дивидендов относится доход в виде имущества, полученного при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) стоимость акций (долей) такой организации (п. 1 ст. 250 НК РФ).
Аналогичные поправки касаются уплаты НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Таким образом, рассматриваемый доход будет облагаться по правилам, установленным для дивидендов.
Отметим, что данный порядок не является совершенно новым: ранее в своих разъяснениях Минфин России признавал такие доходы в качестве дивидендов (см., например, письмо от 16 февраля 2017 г. № 03-03-06/1/8913). Теперь же этот порядок закреплен официально.
Налог на прибыль
Дополнительно прописано, что доход в виде имущества, полученного при выходе из организации, определяется исходя из рыночной стоимости полученного имущества, что соответствует порядку, ранее закрепленному для ситуации распределения имущества ликвидируемой организации (п. 2 ст. 277 НК РФ). По рыночной стоимости имущество принимается к учету.
В целях применения ставки 0% выполнение обязательных условий проверяется на день принятия решения о выходе из организации или ее ликвидации (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Во внереализационные расходы включен убыток, возникающий у участника при ликвидации организации, выходе (выбытии) из нее, в виде отрицательной разницы между доходами в виде рыночной цены получаемого имущества и фактически оплаченной стоимости доли (подп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ). Убыток, возникающий при ликвидации организации-эмитента, учитывается в соответствующей налоговой базе по правилам ст. 280 НК РФ (п. 25).
НДФЛ
В перечень доходов, полученных в натуральной форме, включены полученные налогоплательщиком имущественные права при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), а также права требования к организации, полученные безвозмездно или с частичной оплатой. Стоимость таких имущественных прав определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 1053 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами (подп. 11 п. 2 ст. 211 НК РФ).
При реализации и (или) ином выбытии объектов, полученных при ликвидации организации (за исключением полученных при ликвидации иностранной организации) либо при выходе (выбытии) из организации, в качестве расходов признаются:
Уточнено, что в состав расходов акционера (участника) организации, получившего при ее ликвидации денежные средства, иное имущество (имущественные права), могут включаться расходы на приобретение акций (долей) в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества (имущественных прав) на дату их передачи в уставный капитал, а также при приобретении акций (долей) по договору купли-продажи или договору мены (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Стоимость такого имущества определяется следующим образом:
Налогообложение КИК
1. Согласно действовавшей по состоянию на 30 ноября 2018 г. редакции п. 4 ст. 2513 НК РФ лицо не признавалось контролирующим лицом иностранной организации, если его участие было реализовано через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких российских публичных компаниях.
Новой редакцией пункта дополнены условия, при которых лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, — в случае, если его участие в иностранной организации реализовано через участие в другой иностранной организации, акции которой допущены к обращению на фондовых биржах государств — членов ОЭСР. При этом доля участия контролирующего лица во второй иностранной организации не должна превышать 50%, а доля допущенных к обращению на фондовых биржах обыкновенных акций такой организации превышает 25% уставного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций.
2.1. Согласно новой редакции ст. 2513-1 НК РФ при определении долей доходов в целях признания КИК активной иностранной компанией, активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией, а также освобождения от налогообложения компании, участвующей в проектах по добыче полезных ископаемых на основании договоров на условиях риска (соглашения о разделе продукции, концессионные, лицензионные соглашения и иные), более не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения. Активная иностранная компания, активная иностранная холдинговая компания или активная иностранная субхолдинговая компания освобождаются от налогообложения на основании п. 1 ст. 3091 НК РФ.
2.2. Кроме того, изменено одно из обязательных условий освобождения от налогообложения КИК, участвующей в проектах по добыче полезных ископаемых на основании договоров на условиях риска (соглашения о разделе продукции, концессионные, лицензионные соглашения и иные) (абз. 5 подп. 7 ст. 2513-1
НК РФ).
Так, в новой редакции для освобождения указанных компаний необходимо, чтобы среди прочих условий выполнялось следующее:
В новой редакции п. 2 ст. 7 НК РФ законодатель указал, что фактическое право на доход определяется применительно к каждой отдельной выплате доходов в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.
Так, в случае признания фактического права на доход отсутствующим относительно одной выплаты по договору не может презюмироваться отсутствие права на фактический доход для других выплат по тому же договору. Соответственно, налоговый орган будет вынужден доказывать такое отсутствие по каждой выплате или группам выплат, что позволит отделить операции, по которым фактическое право на доход лица имеется, и не применять к таким операциям негативные последствия. Таким образом, данные изменения в п. 2 ст. 7 НК РФ направлены на защиту законных прав и интересов налогоплательщиков.
Также были внесены изменения в п. 4 той же статьи:
Предусмотрено, что выплачиваемые от источников в РФ доходы иностранных лиц, имеющих фактическое право на доход, но на которых не распространяется действие международного договора РФ, облагаются в соответствии с положениями части второй НК РФ.
Изменения коснулись и положений ст. 312 НК РФ. Пунктом 11 ст. 312 НК РФ в новой редакции предусмотрены правила, согласно которым при признании отсутствующим у иностранной организации (структуры без образования юридического лица) фактического права на доход положения международных договоров Российской Федерации и (или) НК РФ могут быть применены к иному лицу, если такое лицо:
Кроме того, не подлежат обложению налогом доходы в виде дивидендов, если иностранная организация признает отсутствие фактического права на доход, а лицо, имеющее фактическое право на доход, прямо или косвенно участвует в иностранной организации (при этом доля участия должна составлять не менее 50%) и по акциям (долям) выплачиваются указанные дивиденды, при непрерывном владении такими акциями (долями) на дату принятия решения о выплате дивидендов в течение не менее 365 календарных дней.
Пунктом 12-1 ст. 312 НК РФ установлены правила представления информации (документов) налоговому агенту применительно к случаям выплаты налоговым агентом в пользу иностранной организации дохода по ценным бумагам, являющимся объектом операции РЕПО или предметом займа ценными бумагами (или иных аналогичных договоров). К представляемым документам (информации) относятся:
В соответствии с добавленным в новой редакции п. 15 ст. 312 НК РФ лицо или организация признается лицом, имеющим фактическое право на доход, если в отношении нее выполняются следующие условия:
- физическое лицо,
- государственный суверенный фонд,
- организация, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25% уставного капитала организации,
- организация, в которой прямо участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и доля такого участия, определенная с учетом положений ст. 1052 НК РФ, составляет не менее 50%;
Комментарий к закону подготовлен руководителем практики корпоративного налогообложения "ФБК Право" Н.Р. Герасимовой и юристом практики международного налогообложения "ФБК Право" М.Ю. Свинцов