По материалам: INFOR.PL
Готовящееся принятие правительством Польши нового указания о подготовке отчетности введет в практику требования к раскрытию нефинансовой информации для крупных организаций, представляющий общественный интерес. Новые правила в первый раз компании применят в отношении своей отчетности за годовой период, который начнется 1 января 2017 года. Законопроект принят на рассмотрение польским Сеймом 17 ноября, а уже на следующий день был перенаправлен в финансовый комитет.
Основной целью проектных изменений в положении об отчетности является внедрение новой Директивы 2014/95/UE, принятой Европарламентом 22 октября 2014 г., которая меняет собой Директиву 2013/34/UE и вводит в обязательную практику раскрытие нефинансовой информации и данных о многообразии органов управления крупных организаций и групп компаний. До 6 декабря этого года Польша, будучи страной ЕС, также должна внедрить европейские правила в свое финансовое законодательство.
Какие изменения несет с собой Директива? Прежде всего, она вводит новые требования к раскрытию информации в отчетах о результатах деятельности, в описательной форме. Есть необходимый минимум существенной информации, касающейся, по меньшей мере, социальных и трудовых вопросов, окружающей среды, соблюдения прав человека, мер противодействия коррупции и взяточничеству – иначе говоря, отчетность в области социальной ответственности бизнеса.
Новые правила регулирования распространяются на крупные организации, представляющие общественный интерес – то есть организации, работающие в основном на финансовом рынке, среди прочего банки, страховые компании, эмитенты ценных бумаг, допущенных либо претендующих на допущение к публичным торгам на рынках ЕС, крупные группы компаний, в которых материнская структура представляет общественный интерес. В годовом периоде, за который они будут составлять отчетность, а также в предыдущем годовом период они должны соответствовать следующим критериям:
Кроме этого, Директива также предписывает внедрение новых раскрытий относительно корпоративной политики гендерного разнообразия. Это означает, что организации, подпадающие под новое регулирование раскрытия нефинансовых данных и данных о разнообразии, должны будут отныне соответствовать принципу “выполняй либо объясни, почему этого не делаешь”. Таким образом, если по одному или нескольким вопросам информации в отчете не будет, компании должны сей факт сообщить регуляторам и подать уважительную причину несоответствия.
В проекте изменений к положению об отчетности, как сказано в пояснительной записке, подход к внедрению Директивы касательно раскрытия нефинансовых данных опирается на действующий сегодня порядок раскрытия нефинансовой информации польскими организациями.
Сегодня организации, составляющие отчет о результатах деятельности, обязаны (в соответствии с действующими требованиями к раскрытию информации) отражать в отчетности оговоренный минимум данных относительно: финансовых и нефинансовых показателей вместе с данными, касающимися влияния на окружающую среду и трудоустройства, а вместе с этим дополнительные пояснения некоторых показателей финансовой отчетности.
Вместе с тем расширенные раскрытия в отчетности нефинансовых показателей имеют пока что полностью добровольный характер, и факт раскрытия зависит от индивидуальных решений отдельных организаций. Часть из них полностью добровольно составляет так называемые отчеты на тему социальной ответственности бизнеса – они имеют аббревиатуру CSR (от “Corporate Social Responsibility”). Как правило, это биржевые организации, чьи ценные бумаги используются для расчета индекса RESPECT на Варшавской фондовой бирже – специального индекса социально ответственных компаний.
В проекте изменений новые требования распространяются на организации, оговоренные в положении об отчетности, а именно:
Все они обязаны быть группами компаний, обществами с ограниченной ответственностью либо такими организациями, у которых все владельцы с неограниченной ответственностью являются группами компаний, ООО либо иностранными организациями схожей правовой формы, причем в текущем годовом отчетном периоде и предыдущем годовом отчетном периоде средняя численность сотрудников должна превышать 500 человек, а сумма активов по балансу должна быть выше 85 млн. злотых, либо чистая выручка от продаж товаров и услуг – выше 170 млн. злотых.
По данным правительственной комиссии финансового надзора за 2015 год, таких сегодня насчитывается 131 организация.
Кроме того, новые требования касаются организаций, обозначенных в п.1 вышеприведенного списка, если они составляют – будучи главными структурами в группе компаний – консолидированную финансовую отчетность и имеют в текущем годовом отчетном периоде и предыдущем годовом отчетном периоде среднее число сотрудников больше 500 и сумму активов по балансу выше 85 млн. злотых, либо чистую выручку от продаж товаров и услуг выше 170 млн. злотых. По данным правительственной комиссии финансового надзора, таких насчитывается 148 организаций.
Принимая во внимание тот факт, что европейская Директива содержит череду общих требований и принципов раскрытия нефинансовой информации вместо узконаправленных правил и одновременно обеспечивает структурам, на которые распространяются ее требования, определенную свободу, какие именно стандарты или специфические правила использовать для обеспечения этого рода отчетности, будет зависеть от национального законодательства каждого отдельного европейского государства. В проекте указания Польши, например, используется эластичный подход к представлению в отчетности нефинансовых данных. Среди прочего:
Кроме изменений, связанных с внедрением Директивы 2014/95/UE, в проекте нового положения об отчетности предлагается ввести в действие изменения, необходимые с учетом изменения экономических условий ведения деятельности, а если оперировать частностями – это, например, возможность переноса отдельных бухгалтерских данных на электронные носители перед финальным утверждением финансовой отчетности. Эти данные можно хранить в течение продолжительного периода времени. Делается это для постепенного сведения воедино правил подготовки бухгалтерской отчетности и правил подготовки налоговой отчетности, а также для внедрения современных программных решений, использующих цифровые данные отчетности.
Также вводится новая форма финансовой отчетности для организаций, отдельно оговоренных в польском законодательстве о деятельности общественного значения и благотворительности (кроме групп компаний).
Наконец, предлагаются изменения в правилах подготовки отчетности, имеющие целью унификацию и уточнение текущих практик - в частности, введение в действие возможности для организации финансового сектора использовать упрощенные основы отчетности в отражении условий аренды (согласно правилам налоговой отчетности) и упрощенные способы подсчета производственных расходов для более широкого круга составителей отчетности. Все это должно сделать более однородным круг организаций, которым сегодня позволено применять упрощения в отчетности.