Автор: Данченко С.П., эксперт журнала
Источник: Журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения” №6-2018
Дата публикации: 22 Июня 2018
23.04.2018 был подписан пакет законов, которые вносят изменения в действующее налоговое законодательство. Мы изучили новшества, затрагивающие интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и готовы поделиться результатами с вами.
Федеральный закон от 23.04.2018 № 113‑ФЗ [1] внес поправки в ст. 255 НК РФ и зеркальные коррективы в ст. 270 НК РФ.
Перечень расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ расширился еще на один п. 24.2 – на расходы на оплату организацией отдыха работников.
Цель принятия поправок. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132‑ФЗ [2] одними из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности считаются поддержка и развитие внутреннего и социального туризма.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, его цель – государственная поддержка развития туризма в РФ и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых. Главным сдерживающим фактором остается нехватка денежных средств у населения.
Подобные расходы, по сути, являются для работодателей экономически обоснованными, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищенным работникам (многодетным, имеющим малолетних детей и т. п.).
К сведению:
В Российской Федерации из 146 млн. населения страны в 2016 году по данным Ростуризма путешествовали по России около 43,7 млн (30%).
Что понимается под отдыхом? Под организацией отдыха для целей исчисления налога на прибыль понимаются услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключенным работодателем с туроператором или турагентом:
Федеральный закон от 23.04.2018 № 113‑ФЗ вступает в силу 01.01.2019. Новые положения ст. 255 и 270 НК РФ применяются к договорам о реализации туристского продукта, заключенным начиная с обозначенной даты.
Кому можно будет оплатить отдых? Рассматриваемые услуги для целей включения их в расходы по налогу на прибыль могут быть оказаны как работникам, так и их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.
Максимальная сумма на отдых. Рассматриваемые расходы учитываются для целей налога на прибыль в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 000 руб. в совокупности за налоговый период на каждого из перечисленных выше граждан.
Но кроме данного ограничения введено еще одно: взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные согласно законодательству РФ, и расходы, указанные в п. 24.2 ст. 255 НК РФ, в совокупности не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).
Таким образом, работодатель вправе оплатить отдых своему работнику и членам его семьи в любом размере. Но для целей налога на прибыль он сможет учесть в расходах только суммы, фактически потраченные на оплату отдыха, с учетом приведенных ограничений. До 2019 года подобные расходы в принципе не учитывались при расчете налога на прибыль.
Изменения внесены в ст. 149 и 427 НК РФ Федеральным законом от 23.04.2018 № 95‑ФЗ [3]. Документ вступил в силу 04.05.2018 (за исключением отдельных положений).
Цель принятия поправок. Экономические условия производства анимационных фильмов схожи с условиями функционирования отрасли информационных технологий: 80% в себестоимости анимационного продукта составляют затраты на выплаты физическим лицам, в том числе страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в числе прочих расходов – арендные платежи, расходы на связь, амортизация оборудования). Действующие тарифы страховых взносов значительно увеличивают себестоимость анимационной аудиовизуальной продукции, что приводит к нерентабельности производства национальных анимационных фильмов и существенно снижает инвестиционный потенциал отрасли. Причем с учетом длительного срока производства анимационных фильмов (цикл производства полнометражного анимационного фильма составляет от двух до пяти лет) инвестиции в этот сектор практически отсутствуют. По мнению разработчиков закона, его реализация позволит организациям индустрии анимационного кино снизить себестоимость анимационной аудиовизуальной продукции, а также привлечь высококвалифицированных специалистов из смежных областей, в частности из отрасли информационных технологий.
Статья 427 НК РФ дополнена рядом норм, согласно которым пониженные тарифы страховых взносов применяются производителями мультфильмов.
Действие положений ст. 427 НК РФ (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
Кто может применять пониженные тарифы? Согласно внесенным изменениям пониженные тарифы страховых взносов смогут применять российские организации, осуществляющие производство, реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции. В данном случае под анимационной аудиовизуальной продукцией понимается фильм, состоящий из специально созданных и двигающихся на экране рисованных или объемно-кукольных образов и объектов, создаваемых в том числе с использованием компьютерной графики (пп. 15 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Пониженные тарифы страховых взносов. Для указанных плательщиков страховых взносов в течение 2018 – 2023 годов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов (пп. 6 п. 2 ст. 427 НК РФ):
Условия применения пониженных тарифов. Законодатель установил ряд условий для применения пониженных тарифов для вновь созданных организаций и для организаций, не являющихся таковыми (п. 12 ст. 427 НК РФ).
Условия применения пониженных тарифов для вновь созданных организаций следующие:
Условия применения пониженных тарифов для организаций, не являющихся вновь созданными, следующие:
В рассматриваемых целях сумма доходов определяется в соответствии со ст. 248 НК РФ по данным налогового учета организации, осуществляющей производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.
В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода указанная организация не выполняет хотя бы одно из установленных условий, а также в случае исключения ее из реестра указанная организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или произошло исключение из данного реестра.
Контроль за соблюдением установленных требований осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой названными организациями в соответствии со ст. 431 НК РФ, – расчета по страховым взносам.
Реестр. Установлены следующие правила ведения реестра (п. 13 ст. 427 НК РФ):
Освобождение от обложения НДС
С 01.07.2018 перечень операций, не подлежащих обложению НДС, увеличится: п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 21.1.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
Иными словами, к работам (услугам) по производству кинопродукции, выполняемым организациями кинематографии, реализации прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не облагаемым НДС, добавлены анимационные фильмы, также получившие удостоверение национального фильма (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Федеральный закон от 23.04.2018 № 98‑ФЗ [5] внес в ст. 217 НК РФ ряд уточнений, касающихся как волонтеров, так и других налогоплательщиков.
Федеральный закон от 23.04.2018 № 98‑ФЗ вступил в силу 23.04.2018 (за исключением отдельных положений).
Цель принятия поправок. Разработчики рассматриваемого закона ставили своей целью исключение из налоговой базы добровольцев (волонтеров) по НДФЛ доходов, связанных с осуществлением ими благотворительной деятельности и полученных от организаций в натуральной форме (в виде найма жилого помещения, организации проезда, питания, обеспечения оборудованием).
Действовавшей ранее редакцией п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ выплат, производимых добровольцам (волонтерам) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с федеральными законами от 11.08.1995 № 135‑ФЗ [6] и от 04.12.2007 № 329‑ФЗ [7].
Иными словами, новшества предусматривают уточнение освобождаемых от обложения НДФЛ доходов волонтеров, обеспечивающих выравнивание условий налогообложения при получении доходов как в случае получения названных доходов в виде возмещения понесенных ими расходов в рамках соответствующей деятельности, так и в случае получения данных доходов в натуральной форме.
Обложение НДФЛ доходов волонтеров. Как уже было сказано, до рассматриваемых изменений действовали п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ. Теперь п. 3.2 признан утратившим силу, а п. 3.1 приведен в новой редакции.
Не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135‑ФЗ [8] и иными федеральными законами, которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтеров):
Данные новшества вступили в силу с 01.05.2018.
Президентские гранты. Статья 217 НК РФ дополнена п. 6.1 и 6.2, согласно которым не облагаются НДФЛ:
Кроме того, уточнения внесены в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ: к средствам целевого финансирования отнесены гранты Президента РФ на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ.
Действие положений п. 6.1 и 6.2 ст. 217 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
О волонтерах. В подпункт 12 п. 3 ст. 149, а также в п. 6 ст. 420 НК РФ внесено новое название Федерального закона от 11.08.1995 № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; кроме того, ссылка на ст. 7.1 указанного закона в п. 6 ст. 420 НК РФ заменена ссылкой на ст. 17.1. Данные коррективы вступают в силу соответственно с 01.07.2018 и с 01.05.2018.
Это связано с тем, что с 01.05.2018 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135‑ФЗ действует в редакции Федерального закона от 05.02.2018 № 15‑ФЗ[9], который сформировал единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства): определен статус добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольцев (волонтеров), а также закреплены требования, которым должны соответствовать указанные организации и лица.
* * *
Принят очередной пакет законов, вносящих изменения в НК РФ: